НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

история промилле


·  отсутствие влияния алкоголя — до 0,5 промилле

·  лёгкая степень опьянения — 0,5 — 1,5 промилле

·  средняя степень опьянения — 1,5 — 2,0 промилле

·  сильная степень опьянения — 2,0-3,0 промилле

·  тяжёлое отравление — 3,0-5,0 промилле (при концентрации алкоголя в крови свыше 3 промилле может наступить смерть)

·  смертельное отравление — более 5,0 промилле 


Фактически в большинстве случаев ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения наступала при концентрации алкоголя в крови выше 0,5-0,8 промилле, в зависимости от особенностей организма каждого конкретного водителя. В некоторых случаях эксперты-наркологи находили признаки опьянения и при гораздо меньших концентрациях. 

14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, вносящий изменения в постановление о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения. Он заменил приказ Минздрава СССР от 1988 года. В соответствии с приказом, допустимая норма содержания в крови алкоголя для водителей увеличена с 0,2 до 0,5 промилле. «Такая норма существует в подавляющем большинстве стран, но если там «она работает для всех водителей, то в нашей стране впервые установлена для узкой категории», - прокомментировал приказ заместитель начальника отдела психолого-неврологической помощи Минздрава России Владимир Егоров.

 

В России до 1 июля 2008 года придерживались сложившейся советской системы.

С 1 июля 2008 года в России вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящие допустимую норму содержания алкоголя в крови водителя – 0,3 промилле, или 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. До этого момента допустимый уровень алкоголя в крови, установленный в 0,5 промилле, «работал» лишь для узкой категории водителей – для тех, кто во время ДТП сломал руку, ногу, позвоночник или находится в бессознательном состоянии. Никаких порогов для остальных водителей в российском законодательстве не существовало. По словам исполнителей, внесение поправки в закон было продиктовано требованиями международного права, а именно Конвенции о дорожном движении, принятой в Вене в 1968 году. 

Вступившие в силу с 1 июля 2008 года поправки в КоАП РФ установили так называемые «допустимые нормы содержания алкоголя»: 0,3 промилле чистого этилового спирта на литр крови или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха. Так в нашем законодательстве появилась четкая формулировка, кого считать пьяным за рулем.

Понятно, что данные нормы рождались не один день и с потолка не упали. Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров посвятил, по его признанию, изучению этой проблемы около пятнадцати лет. Резюмируя итог своих трудов, он сказал: «...актом с 1 июля мы присоединяемся к исполнению международного законодательства. Наша страна еще в 1968 году подписала конвенцию о дорожном движении, где четко записано, что каждая страна должна установить в своем законодательстве уровень алкоголя в крови. Т.е. появляется конкретное объективное доказательство, в каком состоянии находится человек... Практически все страны Европы подошли к 0,3 промилле».

Ему вторит и психиатр-нарколог, профессор кафедры психиатрии Московской медицинской академии имени Сеченова Юрий Сиволап: «Норма о допустимом содержании алкоголя в крови водителя на уровне не более 0,3 промилле сможет защитить водителей от необъективных наказаний со стороны ГИБДД. Естественное содержание алкоголя в крови может быть вызвано биохимическими процессами: спирт образуется в качестве побочного продукта ряда реакций. Называется этот естественный фон эндогенным этанолом. Его уровень в крови может достигать 0,1-0,2 промилле».

Положительную реакцию на алкоголь способны дать кефир и квас, некоторые сорта шоколада, кремовые торты и ментоловые жвачки, спиртосодержащие лекарства, заболевания полости рта – безобидные факторы, из-за которых могут лишить прав.

Это подтвердил глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов: «Норма 0,3 промилле принята совсем не для того, чтобы разрешить употреблять за рулем, а для того, чтобы избежать некоторых спорных ситуаций при приеме водителем лекарств. У человека, например, повышен эндокринный алкоголь, а он принял лекарство, настоянное на спирту... Чтобы исключить вот такие спорные моменты, и установлена определенная норма».

«В одном литре крови водителя предельное содержание алкоголя - 0,3 грамма, а в одном литре выдыхаемого воздуха - 0,15 миллиграммов», - сообщил ИТАР-ТАСС замначальника ДОБДД МВД России Владимир Кузин. По его словам, это сделано для выполнения международных норм. «В других странах этот показатель составляет от 0,2 до 0,5, мы предложили Минздраву показатель 0,3 и после проведения соответствующих исследований он был принят», - сказал собеседник агентства.

«Речь не идет о разрешении пить за рулем, а о повышении эффективности установления состояния опьянения», - отметил Кузин.

Кроме того, с этой же даты сотрудники ГИБДД смогут проводить освидетельствование водителя на опьянение на месте, но обязательно при его согласии. Для этого сотрудникам уже раздали специальные алкотестеры с минипринтерами, которые позволяют сразу распечатывать результат исследования. Если водитель не согласен с показателями, то он может пройти медосвидетельствование в соответствующем медицинском учреждении. Аналогичные полномочия получают сотрудники военной автомобильной инспекции и государственной инспекции по маломерным судам. 

В июле 2009 года Виктор Кирьянов сообщил, что «в последнее время в России сокращается число водителей, задержанных за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения». Однако в конце 2009 года поползли первые слухи, что эта норма будет отменена. И 27 марта слухи стали реальностью. Государственной думе дали задание подготовить законопроект, отменяющий допустимую норму содержания алкоголя в крови. Общественность на эту новость реагирует очень неоднозначно.Реакция первая: недоумение. Ведь статистика скорее свидетельствует о положительных тенденциях: в 2008 количество ДТП, которые произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, снизилось на 12,7%. Тенденция продолжилась и в 2009 году.

Реакция вторая: всегда готов! По сообщениям СМИ, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России Виктор Кирьянов сообщил, что правительство России занимается вопросом изменения предельной нормы содержания алкоголя в крови водителя.

Реакция третья: стоим на своём. Сенатор Владимир Федоров все-таки полагает, что полная отмена предельно допустимой нормы будет ошибкой. «Существует международное право, которое выше нашего. Согласно ему, Россия должна четко указать допустимый уровень алкоголя в крови автомобилистов: от 0 промилле до 0,5 промилле, – рассказывает сенатор. – А в организме человека всегда есть небольшая доза алкоголя».

«В стране введен объективный показатель опьянения, – продолжает Владимир Федоров. – И люди в него поверили. За 2008 год от медицинского освидетельствования отказалось более 700 тысяч человек, а в 2009 – только около 300 тысяч. Отменять предельную норму преждевременно, – уверен сенатор Федоров. – Возможно, стоит ввести ее на уровне 0,2 промилле, а нарушителей наказывать в зависимости от количества алкоголя в крови».

Реакция четвёртая: страх. Один из комментаторов пишет: «Норма 0,3 промилле вводилась не для того, чтобы разрешить пить за рулем, а для того, чтобы точно установить границу между трезвым и нетрезвым состоянием и остановить, таким образом, произвол с «трубочками», реагирующими на квас, кариес и т.д. Нововведение открывает простор для коррупции и является очередным издевательством над автомобилистами». 

*** В соответствии со статьей 8 Венской конвенции национальным законодательством должен быть предусмотрен допустимый уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе. Делается это для того, чтобы обезопасить лиц, чей естественный фон алкоголя в организме превышает нулевую отметку – такое может наблюдаться при определенных заболеваниях (например, при сахарном диабете) и при приеме спиртосодержащих лекарств. Изначально предельный порог, установленный международным правом, составлял не более 0,8 промилле, но в последующем его снизили до 0,5 промилле. По мнению европейских экспертов, человек, уровень алкоголя которого не превышает 0,5 промилле, может адекватно управлять транспортным средством и реагировать на дорожную ситуацию. Со временем каждое европейское государство, присоединившееся к конвенции, ввело свой «порог». Так, например, в Швеции допустимым уровнем содержания алкоголя в крови водителя являются 0,2 промилле, в Бельгии, Германии, Швейцарии – 0,5 промилле, а во Франции этот показатель составляет 0,8 промилле. 

Однако введенная российскими законодателями поправка о допустимой норме в 0,3 промилле продержалась чуть более года.

В декабре 2009 года президент Дмитрий Медведев в интервью федеральным каналам потребовал снизить норму допустимого содержания алкоголя в организме водителя с 0,3 промилле до 0. Свое решение Медведев мотивировал тем, что в России отсутствует культура пития спиртных напитков, в результате чего прием алкоголя никогда не ограничивается разрешенным уровнем (0,3 промилле равен примерно одной бутылке пива емкостью 0,5 литра или 1 стакану красного сухого вина). По его словам, «россияне пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах. Это провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль».

Весной 2010 года инициатива Дмитрия Медведева получила одобрение Государственной Думы. В августе 2010 года вступил в силу федеральный закон, отменивший норму содержания алкоголя в крови водителей в пределах 0,3 промилле.

 

Михаил МОШКИН. «Время новостей», 29 марта 2010 года:

«Есть подозрение, что новой президентской инициативой с удовольствием воспользуются многие автоинспекторы, для которых в случае принятия поправок откроются новые возможности для злоупотреблений, поскольку законодательство позволяет патрулям ГИБДД в отдельных случаях при постановке диагноза обходиться без заключения врача. В Федерации автовладельцев России (ФАР) опасаются, что отмена статьи о предельно допустимой дозе алкоголя не приведет к снижению аварийности на дорогах, но, напротив, сыграет на руку коррумпированным инспекторам. По словам главы московского отделения ФАР Сергея Канаева, у сотрудников ГИБДД будет основание остановить и счесть нетрезвыми даже тех, кто перед посадкой за руль выпил «корвалол»: лекарство содержит спирт, следовательно, алкотестер покажет его содержание в крови. «Этот закон ударит в первую очередь по простым гражданам, - сказал г-н Канаев Интерфаксу. - Практика показывает, что наиболее часто за руль пьяными садятся представители так называемой «касты неприкасаемых». Это те же сотрудники правоохранительных структур и различного уровня чиновники». Бороться с пьянством на дорогах, безусловно, необходимо, подчеркивает глава московского отделения ФАР, - но власти следовало бы начать с реформирования самих органов ГИБДД и с искоренения коррупции в этой структуре. Ситуация не изменится, пока люди, осуществляющие руководство ГИБДД, будут чувствовать свою безнаказанность, уверен г-н Канаев.

Вице-президент Движения автомобилистов России (ДАР), адвокат Леонид Ольшанский, заявляя о поддержке президентской инициативы, подчеркивает, что одной отмены «предельных промилле» явно недостаточно. Г-н Ольшанский напоминает, что у сотрудников ГИБДД по-прежнему остается право проведения первичного медосмотра задержанных водителей. Это право, по мнению адвоката, является коррупциогенным. «Если нам удастся закрепить запрет на освидетельствование инспекторами ДПС, это будет надежной антикоррупционной мерой, не позволяющей им манипулировать показаниями алкотестера и вымогать под этим предлогом взятку», - считает вице-президент ДАР. Кроме того, подчеркивает г-н Ольшанский, инспектор не в состоянии грамотно и непредвзято констатировать степень алкогольного опьянения человека - это может сделать только врач и только в стационаре, «в ходе всестороннего обследования человека: исследования крови, мочи, выдыхаемого воздуха, зрительных, речевых и психологических реакций». Профессиональный медик никогда не поставит диагноз «опьянение» человеку, принявшему двадцать капель того же «корвалола», отмечает Леонид Ольшанский». 

Сегодня максимально допустимая концентрация алкоголя в крови составляет 0 промилле. Конституционный суд в 2011 году признал эту норму правомерной. 

1 июля 2010 г. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин поддерживает абсолютный запрет на содержание алкоголя в крови. «Это вещь, увы, необходимая для России, и не надо было разрешать пить, потому что многие сразу же восприняли это как приглашение к пьянке за рулем», – сказал он эксперт.

Впрочем, многие эксперты – от специалистов-наркологов, до бывших руководителей ГАИ и правозащитников, отмечают, что закрепление на законодательном уровне показателя в 0,0 промилле – серьезная ошибка. «Повышение эндогенного алкоголя, то есть того, который присутствует в организме постоянно, могут спровоцировать болезнь, прием еды и лекарств. Например, у людей с сахарным диабетом приборы могут выявить 0,1 промилле», – приводят «Новые Известия» мнение главного научного сотрудника Московского научно-практического центра наркологии Владимира Нужного. Эксперт замечает, что алкотестеры сегодня несовершенны. «У них есть погрешность плюс-минус 0,1-0,2 промилле. Чем большая чувствительность требуется, тем больше вероятная ошибка».

Член Совета Федерации и бывший глава ГАИ России Владимир Федоров также полагает, что полная отмена предельно допустимой нормы будет ошибкой: «Существует международное право... Согласно ему, Россия должна четко указать допустимый уровень алкоголя в крови автомобилистов: от 0 промилле до 0,5 промилле. А в организме человека всегда есть небольшая доза алкоголя». Отметим, что конвенция, на которую ссылается сенатор, устанавливает даже еще более широкие рамки минимально допустимого уровня алкоголя в крови – до 0,8 промилле. В частности, такие нормы действуют во Франции и Великобритании.

Член комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Антон Беляков обращает внимание на варианты, при которых трезвого водителя могут посчитать пьяным. Он говорит, что детекторы периодически фиксируют наличие алкоголя у больных сахарным диабетом, которые ничего не выпивали; напоминает, что нельзя забывать о пациентах, которые принимают препараты на основе алкоголя в лекарственных целях и незначительных количествах. К тому же минимальная норма зависит не только от особенностей организма, но и от алкогольных привычек, возраста, эпикриза, степени усталости в дороге, предшествующего приема медикаментов. «Если законодательство будет в этом смысле негибким, то состояния алкогольного опьянения будут фиксироваться у абсолютно добропорядочных граждан, которые не представляют никакой опасности для окружающих», – цитирует эксперта BFM.ru.

Антон Беляков также ратует за ведение борьбы с пьянством за рулем, но считает, что необходимо это делать при помощи других методов. Он сообщил, что сейчас в парламенте находится его законопроект, который запрещает продажу алкоголя на автозаправочных станциях. «Россия – единственная страна в мире, где существует индустрия по продаже алкоголя, прямыми потребителями которой являются водители. Автозаправочная станция на трассе обслуживает только водителей и пассажиров, т.е. случайных прохожих там нет. Но если вы заедете на любую заправку, вы увидите, что девять десятых пространства занимает алкоголь. Где-то в углу есть немного запчастей, автокосметики, тормозных жидкостей, и – гигантские ряды со всеми возможными видами алкоголя, от пива до элитных напитков», – рассказывает депутат. При этом довольно печально, что разветвленные сети автозаправок чаще всего принадлежат вертикально интегрированным компаниям, имеющим значительный государственный пакет. 

14 февраля 2012 г. Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения под председательством Первого вице-премьера Игоря Шувалова обсудила на закрытом заседании тему борьбы с пьянством среди водителей. Члены комиссии предложили вернуть максимально допустимую норму наличия алкоголя в крови водителя, вице-премьер с ними согласился.

«Возвращение максимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови - промилле - это не разрешение выпить и сесть за руль, это способ отличить пьяного водителя от трезвого», - прокомментировал возможное возвращение промилле депутат Госдумы, лидер всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«Если водителя проверяют, подозревая в алкогольном опьянении, любое количество алкоголя в крови - даже десятая или сотая доля промилле - это основа для лишения водительских прав. Это неправильно и несправедливо», - сказал депутат и отметил, что при проверке на алкоголь нужно учитывать погрешность измерения и особенности организма.

Также политик отметил, что после возвращения промилле необходимо будет ужесточить ответственность за вождение в нетрезвом состоянии, особенно если человек сел пьяным за руль не в первый раз. «Надо лишать таких водителей водительских прав на 5, 10 лет, а может быть, даже и пожизненно», - сказал он. Также, по мнению Лысакова, нужно усилить ответственность за управление автомобилем гражданами, не имеющими или лишенными водительских удостоверений. «Если у человека нет водительских прав и он пьяным садится за руль, ему грозит только административный арест до 15 суток. Надо ввести конфискацию транспортного средства или наложение большого штрафа на владельца автомобиля, который дал машину человеку в нетрезвом состоянии и без водительских прав», - заявил он.

Кроме того, депутат считает необходимым провести широкое обсуждение инициативы по возврату допустимой нормы содержания алкоголя в крови. «Надо привлечь экспертное сообщество, гражданское общество», – отметил он.

 

А знаете ли вы, что…

Первым в мире водителем, оштрафованным за пьяное вождение автомобиле  стал лондонский таксист Джордж Смит. 10 сентября 1897 года его оштрафовали на 25 шиллингов, что в нынешних ценах составляет немногим более 80 фунтов стерлингов (3 807,992 российских рублей по курсу ЦБ РФ на 12.02.2013).

 

«Абсолютной трезвости» – нулевого уровня алкоголя в крови нельзя достичь при всём желании: определенную погрешность вносит эндогенный этанол, уровень которого у разных людей может колебаться от 0,008 до 0,4 промилле. Отечественные судмедэксперты ориентируются на методические указания, принятые еще советским Минздравом в 1967 году: если содержание спирта в 1 литре крови погибшего не превышает 0,5 промилле, то считается, что накануне человек был трезв. В 2003 году эта же допустимая норма – 0,5 промилле на литр крови была установлена приказом Минздрава, касающегося участников дорожного движения, которых доставили в больницу после ДТП в бессознательном состоянии и в отношении которых нельзя провести обычные процедуры определения степени опьянения. 

Концентрация алкоголя в крови 0,2-0,5 промилле:

Начинает снижаться способность точно воспринимать и удерживать во внимании движущиеся источники света. Возникает склонность к рискованной езде, ненужным обгонам и лихачеству. Теряется осторожность.

Концентрация алкоголя в крови 0,5-0,7 промилле:

Теряется способность правильно определять расстояние, удерживать равновесие, различать цвета. Теряется способность быстро приспосабливаться к изменению дорожных условий, особенно света. Реакция. Уже существенно замедленна. Большинство водителей еще сохраняет критичное отношение к своему состоянию, но способность к управлению транспортным средством уже значительна снижена. 

Концентрация алкоголя в крови 0,7-1,3 промилле:

Состояние выраженного алкогольного опьянения. Значительное снижения внимания, замедление реакции, способности оперативно оценивать окружающую обстановку. Поздно замечаются преграды, торможение впереди идущего автомобиля, препятствия на проезжей части, маневры соседних транспортных средств. Пропускаются сигналы светофоров.

Концентрация алкоголя в крови 1,3-2,4 промилле:

Состояние сильного алкогольного опьянения. Нарушается равновесие, координация движений, речь. Эйфория, самонадеятельность, отсутствие самоконтроля. Управлять транспортным средством практически невозможно. Грубые ошибки управления транспортным средством (забываются поворотные сигналы, ошибки в переключении скоростей, путаются педали газа и тормоза). 

Допустимый уровень алкоголя в крови в разных странах

Страна

Содержание алкоголя в крови (‰) — промилле

Албания

0,1

Алжир

Гайана

Палау

Мозамбик

 

 

0,2

Монголия

Китай

Норвегия

Польша

Судан

Швеция

Эстония

Беларусь

0,3

Грузия

Индия

Молдова

Туркмения

Уругвай

Литва

0,4

Ямайка

Австралия

0,5

Австрия

Аргентина

Аруба

Бельгия

Бенин

Болгария

Босния и Герцеговина

Венесуэла

Гваделупа

Гвинея-Бисау

Германия

Гибралтар

Гонконг

Гренландия

Греция

Дания

Египет

Израиль

Исландия

Испания

Италия

Кабо-Верде

Камбоджа

Кипр

Киргизия

Кокосовые (Килинг) острова

Страна

Содержание алкоголя в крови (‰) — промилле

Косово

0,5

Коста-Рика

Латвия

Маврикий

Майотта

Макао

Македония

Мартиника

Микронезия

Монако

Намибия

Нидерландские Антилы

Нидерланды

Новая Каледония

Остров Норфолк

Остров Рождества

Остров Святого Мартина

Перу

Португалия

Реюньон

Сан-Томе и Принсипи

Северная Корея

Сен-Бартельми

Сен-Пьер и Микелон

Сербия

Сьерра-Леоне

Таиланд

Тайвань (Китай)

Турция

Уоллис и Футуна

Фарерские острова

Филиппины

Финляндия

Франция

Французская Гвиана

Французская Полинезия

Хорватия

Черногория

Чили

Швейцария

Южная Африка

Южная Корея

Боливия

0,7

Гондурас

Эквадор

Американское Самоа

0,8

Багамы

Барбадос

Белиз

Бермудские острова

Ботсвана

Британские Виргинские острова

Великобритания

Вьетнам

Гана

Гватемала

Гернси

Гренада

Гуам

Джерси

Джибути

Страна

Содержание алкоголя в крови (‰) — промилле

Замбия

0,8

Зимбабве

Ирландия

Кабо-Верде

Канада

Кения

Кот д’Ивуар

Либерия

Ливан

Лихтенштейн

Люксембург

Малайзия

Мальта

Мексика

Монтсеррат

Нигер

Никарагуа

Новая Зеландия

Остров Мэн

Острова Кука

Острова Тёркс и Кайкос

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Питкерн

Пуэрто-Рико

Самоа

Сан-Марино

Свазиленд

Святая Елена

Северные Марианские острова

Сейшелы

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сингапур

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы острова

Суринам

Танзания

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тувалу

Уганда

Фолклендские (Мальвинские) острова

Шри-Ланка

Южная Джорджия и Южные Сандвичевы острова

Бурунди

1

Каймановы острова

Лесото

Афганистан

Запрещено

садиться

за руль

после

принятия

алкоголя

Азербайджан

Армения

Бахрейн

Бразилия

Бруней-Даруссалам

Буркина-Фасо

Венгрия

Гамбия

Гвинея

Индонезия

Иордания

Страна

Содержание алкоголя в крови (‰) — промилле

Ирак

Запрещено

садиться

за руль

после

принятия

алкоголя

Иран

Йемен

Казахстан

Катар

Куба

Кувейт

Ливия

Мали

Мальдивы

Марокко

Непал

Нигерия

Объединенные Арабские Эмираты

Оман

Пакистан

Панама

Россия

Румыния

Саудовская Аравия

Словакия

Таджикистан

Тунис

Узбекистан

Украина

Чешская Республика

Экваториальная Гвинея

Эритрея

Япония

Ангола

Не ограничен

Ангилья

Буркина-Фасо

Бутан

Вануату

Габон

Доминиканская Республика

Кирибати

Коморы

Конго

Лаос

Того

Эфиопия