НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

продолжение

Правило 20: Будь осторожен на перекрестках!

Перекрестки опасны. По статистике, более 80% городских аварий, приведших к травмам или летальным исходам, произошли именно на регулируемых перекрестках. Мало того, что скорость здесь нередко превышает 80 км/ч, так еще и удар приходится, как правило, в самое уязвимое место - в боковую дверь.

Поэтому, подъезжая к перекрестку на зеленый, - сбавь скорость и посмотри налево-направо-налево (налево два раза, так как первая опасность - это именно поток слева). Если это "слепой" перекресток - на котором ты не можешь видеть машины на поперечной улице, пока они не становятся реальной угрозой - езжай еще медленнее. Не въезжай на перекресток, пока не убедишься, что все в порядке. Некоторые водители снимают ногу с педали газа и размещают ее над педалью тормоза - на несколько секунд - чтобы в случае чего торможение заняло меньше времени.

Большинство аварий на регулируемых перекрестках случается в течение первых четырех секунд после смены сигнала, поэтому не надо туда ломиться сразу после того, как загорелся зеленый. Да, если ты не тронешься в ту же секунду, то водители, стоящие сзади, будут нервничать. Но это поправимо.

Во-первых, останавливайся у стоп-линии так, чтобы видеть ее перед собой - это даст лишние три-четыре метра. Когда загорится зеленый, убери ногу с тормоза, и тронься плавно. Теперь посмотри налево-направо-налево, чтобы не упустить из виду пытающихся проскочить на красный, а также зазевавшихся пешеходов. К этому времени ты уже будешь на середине пешеходного перехода (если на нем никого не было), или у границы перекрестка. С момента смены сигнала, должно было пройти по меньшей мере две секунды. Если перекресток свободен, дай газу. Водитель в следующей за тобой машине знает, что ты видел зеленый свет, поскольку заметил твое движение, и вряд ли будет сигналить. Все остались довольны, а ты находился вне опасной зоны достаточно долго, чтобы спокойно ехать дальше.

Останавливаясь на красный, старайся не становиться вплотную к стоп-линии (или машине перед тобой). Во-первых, как я уже сказал выше, это поможет тебе задержать свой выезд на перекресток, когда загорится зеленый. Во-вторых, если даже ты не первый в ряду, оставь себе немного пространства - встань там, где еще можешь видеть задние колеса впереди стоящей машины в точках, где они соприкасаются с дорогой. Если эта машина заглохнет - ты сможешь ее объехать. Кроме того, это даст тебе возможность немного подъехать вперед, если идущая следом машина не смогла остановиться вовремя. В этом случае, полтора запасных метра могут спасти твой задний бампер - если, конечно, не забудешь посмотреть в зеркало заднего вида.

Стоя на середине перекрестка в ожидании возможности повернуть налево, не поворачивай колеса в этом направлении. Иначе, если тебя неожиданно ударят сзади, направленные влево колеса вынесут машину наперерез встречному потоку - это может окончиться очень серьезной аварией.

Опять же, стоя в ожидании возможности повернуть налево, не пытайся ехать "на авось", если не можешь видеть весь встречный поток. Никогда не делай левый поворот "вслепую"! Иначе последствия могут быть самые печальные. И еще, если ряд, отведенный для поворачивающих налево, забит до отказа - подумай о возможности ехать прямо, чтобы потом сделать три правых поворота вместо одного левого. На переполненных городских улицах это может оказаться быстрее.

Правило 21: Знай, как вести себя на автостраде

Высокие скорости и плотность потока на автомагистралях требуют соблюдения особых правил.

Во-первых, кое-что здесь делать нельзя. Нельзя останавливаться. Имеется ввиду сама дорога, обочина, въезды и съезды, а также разделительная полоса - т. е. вообще нигде в пределах автострады. Аварийные остановки разрешены, но здесь есть свои требования. Обочина - крайне опасное место. Оставишь машину без присмотра возле автострады с интенсивным движением - и очень скоро приедет эвакуатор и увезет ее на штрафстоянку. Если видишь на пути автомобиль, почему-либо остановившийся на проезжей части, или пешехода - пожалуйста, перестройся влево, чтобы объехать на достаточно большом расстоянии. Представь себе: стоишь это ты на обочине, а мимо, на расстоянии вытянутой руки, проносятся машины со скоростью 120 км/ч!

Езда задним ходом запрещена, и нельзя пересекать разделительную полосу или газон. Проехал нужный съезд, или вынужден вернуться по какой-то причине - езжай до следующего съезда, а там развернись на развязке. Бывают особые полосы для служебных и аварийных машин. Использование таких полос для разворота предельно опасно, поскольку ты должен будешь попасть в крайнюю левую, где поток идет на высокой скорости.

Правильно спроектированная полоса разгона обеспечивает пространство, достаточное для набора скорости, на которой твоя машина благополучно сольется с потоком. Поэтому разгоняйся как следует, ведь основная опасность кроется в разнице скоростей. Не надо тормозить в самом конце разгона, а тем более останавливаться в ожидании пустого промежутка в потоке. Если ты достигнешь соответствующей скорости, то сможешь безопасно слиться с потоком, и в этом случае остальные машины с большей долей вероятности помогут тебе въехать. Вообще говоря, автомобили, въезжающие на трассу, обязаны уступать дорогу тем, что уже едут по ней, однако опытный, вежливый водитель всегда перестроится или изменит собственную скорость, чтобы помочь тебе с въездом. И не забудь смотреть через плечо, перед тем как перестраиваться или сливаться с потоком. Одних зеркал тут недостаточно.

Помни и о том, что во многих случаях запрещено пересекать треугольные заштрихованные зоны - там, где полоса разгона сливается с автострадой, или где начинается съезд. В одних штатах это запрещено вообще, в других используется специальная маркировка (двойная сплошная белая линия). В этих штатах ты обязан доезжать до самого конца своей полосы, прежде чем слиться с потоком. В то же время, разрешается пересекать одиночную сплошную линию - в отличие от двойной сплошной. Это федеральные правила, принятые в большинстве штатов. (Прим. переводчика: на российских дорогах нельзя пересекать разметку, пока она не станет прерывистой)

Вообще говоря, крайняя правая полоса автострады предназначена для въезда в поток и выезда из него. Она используется в начальной и конечной фазах поездки. Внутренние линии - для основного потока, а крайняя левая - для обгона. Не следует занимать левый ряд, если никого не обгоняешь. Соответственно, если не собираешься въезжать или выезжать, и едешь с нормальной скоростью - перестройся во вторую полосу (при условии, что их там больше двух, разумеется).

Показалась машина с проблесковыми маячками - перестройся вправо, так чтобы она смогла обогнать тебя слева. Нет необходимости останавливаться у обочины, как в случае с обычными дорогами - такая остановка здесь может быть опасна. Помни о том, что водителей спецмашин, как правило, инструктируют никогда не обгонять справа, так что единственно правильным решением будет помочь ей обогнать слева.

Наконец, соблюдай скоростной режим. На автостраде, если ехать значительно - километров на 15 в час - быстрее или медленнее остальных машин - вероятность столкновения значительно возрастает. Если представить себе автомобильный поток как единый организм, то становится очевидным: проблемы возникают из-за того, что выбивается из общей картины, и особенно это касается скоростей. Очень важно чувствовать остальной поток и "сливаться" с ним в единое целое.

Правило 22: Умей останавливаться!

Проезжающие на красный свет и знак STOP виновны во многих авариях с летальным исходом. Ты должен уметь останавливаться.

 

Вождение настолько входит в привычку, а отвлекающих внимание факторов так много, что "автопилот" может включиться в любую секунду. Знаешь, что по статистике, большинство аварий случается недалеко от дома? Это действительно так. И происходит это, в частности, по двум основным причинам. Во-первых, бОльшую часть времени мы ездим неподалеку от дома. Во-вторых, приближаясь к дому, мы отпускаем своего "часового", и включаем "автопилот". Это очень опасная привычка.

Есть еще одна важная составляющая этого правила: остановись на знак STOP, после чего УСТУПИ дорогу. "Остановка" значит "прекращение движения". Затем, посмотри налево-направо, и езжай только после того, как убедишься, что опасности нет. Слишком часто случается так, что водитель, обязанный остановиться и пропустить, забывает соединить зрение и сознание в единое целое и проанализировать, что именно он сейчас видит, и... выезжает наперерез. Ты должен ДУМАТЬ о том, что видишь. Столкновения случаются, когда мы или тот, другой парень, об этом забываем.

Я уверен, что это случалось с большинством из нас. Очень хорошо помню первый раз, когда это произошло со мной. Я ехал по шоссе US-285, что в Колорадо. Было около трех часов дня. Какой-то фермер на стареньком пикапе выехал с проселочной дороги на обочину шоссе, остановился, посмотрел прямо на меня и рванул наперерез, когда я был уже так близко, что не вмазаться в него просто не мог. Но случилось чудо - мы разминулись. Я уверен, что это было самое настоящее чудо. Мне было семнадцать лет тогда, но до сих пор помню все в деталях. Мою ярко-желтую Тойоту он наверняка заметил только потом - когда я, вцепившись в руль, нёсся по обочине - но это тема уже другого урока.

Проезд на знак STOP - это гарантированная повестка в суд. Стражи порядка повидали на своем веку слишком много трупов - последствия этой ошибки - и относятся к этому нарушению со всей серьезностью. Остановись - значит ОСТАНОВИСЬ. После чего действительно ПОСМОТРИ по сторонам. И только после этого продолжай движение.

Правило 23: Умей пользоваться фарами!

Фары нужны для того, чтобы видеть и быть увиденным. Включай их всякий раз, когда чувствуешь, что это пойдет на пользу с точки зрения безопасности. По статистике, каждый четвертый километр мы проезжаем в темное время суток. Между тем, порядка 50% смертельных случаев на дороге происходят именно в темноте - 25000 человек каждый год.

Видимость ухудшается, если ехать по направлению от заходящего или восходящего солнца. Включи фары, чтобы встречный поток видел тебя. На закате видимость также ухудшена. Включи дальний или ближний свет, и высматривай возможные проблемы - велосипедистов, пешеходов и животных. Не забывай про фары в тумане, пылевом облаке, в ливень и снегопад. Свет, отраженный от капелек воды, может ослепить, поэтому используй ближний свет или специальные противотуманные фары. Противотуманки устанавливаются ниже обычных фар и могут помочь, когда фары скорее мешают, чем помогают. Если противотуманных фар нет, использование ближнего света (с нисходящим лучом) поможет избежать ослепления отраженным светом.

Если видимость ни к черту, и ехать дальше просто опасно - сверни как можно дальше на обочину, остановись и выключи ВСЁ освещение - никаких габаритов, поворотников и прочего. Почему? В таких погодных условиях следующий водитель может подумать, что ты все еще едешь по дороге. Как ни странно звучит, но твоя "невидимость" может помочь избежать попадания в аварию, при которой машины врезаются одна в другую по цепочке. В самом деле - большинство из нас с этим могут не согласиться, но все же основная опасность исходит от неуспевших притормозить водителей, мчащихся следом за нами.

Бывают ситуации, когда необходимо привлечь к себе внимание. Включение фар может оказаться наиболее эффективным способом это сделать. На двухполосном шоссе, например, существует потенциальная угроза лобового столкновения с обгоняющим автомобилем из встречного потока. Включи фары, чтобы тебя увидели.

Ночью следует пользоваться дальним светом, однако здесь есть ограничения. Обычное дело для водителей - переключаться на ближний свет, если встречная машина ближе, чем в трехстах метрах. Если забудешь это сделать, то тебе "напомнят", поскольку ехать на ослепляющий свет фар - удовольствие среднее. В среднем, дальний свет освещает порядка 100 метров дороги, а ближний - около пятидесяти. На скорости 100 км/ч, ты покрываешь около 30 метров в секунду. Время реакции внимательного человека составляет 0,75..1,5 секунды. Дистанция реагирования в этих условиях - 20..40 метров. Добавь сюда тормозной путь - и на все про все "уйдет" более 90 метров. Таким образом, если включен ближний свет и в пределах 90 метров на пути возникло неожиданное препятствие - ты не успеешь затормозить. Не сумеешь его объехать - и ты уже не жилец. Это называется "обогнать собственные фары".

Эксперты говорят, что максимально допустимая скорость в темное время суток - 55..65 км/ч. Можно улучшить свое "ночное видение", если установить на машину современные лампы повешенной яркости - галогенные, например. И не забывай следить за их чистотой: грязные лампы могут светить вполовину своей мощности! Используй мощные фары как можно чаще, но не "злоупотребляй" ими. Воздержись от курения ночью - табак содержит вещества, ухудшающие способность видеть в темноте! Сбавь скорость как следует - чем ближе скорость к максимальной безопасной - тем меньше шансов нарваться на неприятности. С возрастом, наши глаза хуже восстанавливаются после кратковременного ослепления ярким светом, и некоторые современные лампы только усугубляют ситуацию. Если фары встречной машины светят слишком ярко, то переведи взгляд вправо, на сплошную белую полосу на краю дороги, так чтобы ослепляющий свет был вне пределов твоего поля зрения - пусть это будет твоим ориентиром.

Крепче за баранку держись, шофер!

Правило 24: Не гони на скользкой дороге!

Я медленно ехал по трассе I-25, штат Нью-Мексико, в паршивый летний день. Только что прошла гроза, спустился туман, видимость не превышала 30 метров. Выпавший град покрывал дорогу, будто маленькие мраморные шарики, так что было очень скользко. Какой-то мужик на джипе обогнал меня, и скорость его была при этом не менее 110 км/ч. Я вожу машину уже более тридцати лет, и не раз сталкивался с подобным безумием - в разных концах страны, в ливень, снег, град и туман. Насколько я помню, это всегда были неопытные водители. Профессионалы ведут себя иначе. Но всегда найдется любитель пощекотать себе и другим нервы, летящий в условиях плохой видимости, на скользкой дороге, даже не пытаясь сбросить скорость хотя бы на один километр в час.

Здесь, на Западе, в первые минуты дождя дороги становятся очень скользкими. Обычно, это случается после длительной засухи. В других - более дождливых районах - это бывает не так часто. Все дело в масляной пленке, которая собирается на дороге и поднимается с началом дождя. Тридцать минут хорошего ливня требуется, чтобы смыть всю эту грязь с дороги. В наших краях осадки кратковременны, поэтому асфальт становится скользким практически каждый раз, когда начинается дождь. Если ты живешь в засушливом районе, то наверняка эта проблема касается и тебя тоже.

Помни, что управляемость автомобиля зависит от четырех "пятен контакта" колес с асфальтом. Если дождевая вода попадает между покрышкой и дорогой, то сцепление нарушается. Это называется - "аквапланирование" (или "глиссирование"), и возникает оно в случае, если канавки на покрышках не могут справиться с объемом вытесняемой воды. Тогда колесо "взбирается" на слой воды и скользит. На сухой дороге отсутствие рисунка на протекторе даст самое хорошее сцепление, однако попади между таким колесом и дорогой вода - и ты уже скользишь, будто на коньках. Видал когда-нибудь покрышки, рекламируемые как "дождевые покрышки"? У них очень глубокие, объемные канавки, способные выдавить и отвести от "пятен контакта" большие объемы воды.

Одному белокурому семнадцатилетнему пареньку довелось как-то управлять Фордом 53-го года, с резиной лысой, как колено. Он мчался по проселочной дороге и крутил руль во всех направлениях, но машина продолжала ехать прямо. На начинающего водителя это произвело неизгладимое впечатление. Не будем называть имен. "Глиссируя", ты можешь крутить руль как угодно, но машина продолжит движение в исходном направлении. Поверь, ощущение, которое испытывает водитель, когда его неуправляемая машина скользит по пленке из масла и воды - удовольствие среднее. Риск попасть в такую ситуацию повышается с ростом скорости. Если же скорость не превышает 55 км/ч, то аквапланирование маловероятно.

Пошел дождь или снег - сбавь скорость. Стандартное практическое правило: сбавить скорость на треть во время дождя, и как минимум вдвое - на снегу. Если же на дорогах гололедица - езжай еще медленнее! Кстати, следи за состоянием протекторов и давлением в шинах.

Будь осторожен, и пусть твои колеса плотнее прижимаются к асфальту!

Правило 25: Следи за состоянием колес

Экономия денег - одна из составляющих защитного вождения. Забота о машине выльется в лишние "дивиденды", и шансы быть сброшенным с дороги существенно уменьшатся. Есть такая фраза: "Дьявол кроется в мелочах" - слыхал? Чаще всего, машина теряет способность ехать из-за какой-нибудь ерунды. Перед длительной поездкой или раз в неделю (или любой другой интервал, на твой выбор), не поленись и проверь машину; в частности - ПОКРЫШКИ.

 

Канавки на протекторах должны быть достаточно глубокими. Иначе - замени их. Лысые покрышки не только ухудшают управляемость и увеличивают риск глиссирования, но и более подвержены внешним воздействиям - из-за плохого качества дороги, например. Лысые покрышки сдуваются чаще. Часто, на новых протекторах имеются специальные метки, помогающие определить степень изношенности, так что следи и за ними тоже.

Правильное давление в шинах очень важно по ряду причин. Производитель твоей автомашины проектировал подвеску и управление под колесо определенного диаметра, накачанное до определенного давления. Если ты не инженер, разбирающийся в физике связанных с этим процессов - не отступай от предписанных характеристик. Давление в шинах должно быть равно предписанному автопроизводителем, а не максимально допустимому значению, изображенному на самом протекторе. Покрышка спроектирована для множества марок и типов автомобилей, и в каждом из этих случаев требуется определенное давление (вплоть до максимума). Поэтому придерживайся цифр, установленных производителем - он проектировал машину специально под них.

Хочешь сэкономить приличную сумму денег? Можно укоротить срок службы покрышки на треть, если ездить с давлением в ней на 10% ниже предписанного. Допустим, каждое колесо стоит 130 долларов. Если предписанное давление 16 кг/см, то езда на 14,4 кг/см выльется в выброшенные на ветер 43 доллара- за каждую покрышку. Это 172 доллара заработанных в поте лица денег, которые пропадают только потому, что кому-то лень проверить давление в колесах раз в неделю по субботам. Знающие люди говорят, что большинство из нас ездит на недокачанных покрышках, часто даже более чема на 10%, потому что мы проверяем их нерегулярно.

Как подспущенная покрышка влияет на управляемость автомобилем? Не очень хорошо. Низкое давление снижает эффективность тормозов. Оно может повлиять на рулевое управление и способность вписываться в повороты. Окажи сам себе услугу - потрать 5 или 10 минут в неделю на проверку своих колес. Помни о том, что все колеса спускаются со временем, и температура влияет на давление. Чем прохладнее на улице, тем ниже давление в шинах. Проверяй их раз в неделю, или хотя бы раз в две недели. Используй хороший манометр, и проверяй их "холодными" - т. е. утром, когда ты проехал не более двух-трех километров.

Правило 26: Заботься о своей машине

Если ты не особо разбираешься в механике, то проверка тормозной системы окажется тебе не по зубам. Но всегда можно проверить уровень тормозной жидкости (если не знаешь, где это - спроси у знающих людей). Этот уровень, как правило, не очень-то меняется со временем, так что если он вдруг резко упал - у тебя проблемы. Тормоза нужно проверять регулярно, поскольку это может сохранить приличную сумму денег. Если допустить чрезмерный износ тормозных колодок - они не только не остановят тебя в нужный момент, но и поцарапают диски - а замена дисков стоит дорого.

Не скупись на тормоза и покрышки; покупай хорошие покрышки, на которые сможешь рассчитывать, и не позволяй устанавливать на машину дешевые тормоза. От этого зависит твоя жизнь. В прошлые выходные, я проезжал мимо ДТП на трассе US93, что в Аризоне. Пострадавшая машина съехала вправо, перевернулась и взорвалась. Она буквально выгорела дотла. Я не знаю, что послужило причиной катастрофы, но очень вероятно, что дело было в неисправных тормозах, или в разорвавшейся покрышке, а может - и в том и в другом сразу.

Проверяй уровень антифриза. Охлаждающая система должна проходить регулярный техосмотр. Когда-то я, по молодости, решил, что график, предписанный автопроизводителем, слишком "оптимистичен". И в итоге выучил для себя один важный урок: если долго не обслуживать систему охлаждения, то антифриз меняет свой химический состав, превращаясь в кислоту. Моя безалаберность - две или три пропущенных проверки стоимостью 50 долларов через каждые 100 тысяч миль (161 тысячу километров - прим. переводчика) - в итоге обошлась мне более чем в тысячу долларов. Я думал, что экономлю деньги, а вместо этого мой гидронасос, термостат, радиатор, радиатор отопителя и все шланги пришлось ремонтировать или менять. Простая смена антифриза раз в два года могла предотвратить большую часть этих повреждений. Как говорят механики: "Заплати мне сейчас, или заплати больше потом."

Прислушивайся к звукам, издаваемым машиной. Металлический скрежет, раздающийся (и физически ощущаемый) под ногами может означать, что тормозные колодки изношены и царапают диски. Лязг и грохот могут означать проблемы с рулевым управлением. Шум и пронзительный звук под капотом - возможно, скоро накроется медным тазом гидронасос, сервопривод, или ремень. Вообще, если слышишь подозрительный шум - не оставляй его без внимания. Постарайся понять, в чем дело, или пусть это сделают знающие люди. Если ждать, что же произойдет дальше - можно потерять еще бОльшую сумму. Очень часто, своевременный ремонт обходится дешевле, пока проблема не распространилась на другие детали машины.

Проверяй масло, и следи за тем, чтобы оно было свежее и хорошего качества. Менять его нужно не реже, чем это предписано автопроизводителем, а-то и чаще. Я покупаю отнюдь не самые дорогие масла. Вместо этого, я выбираю группы масел, указанные в моем руководстве пользователя - SG, SH, или что-то другое из рекомендуемого списка. Код масла указан на этикетке. Нужно использовать масло соответствующей группы или выше (например, масло SJ появилось позднее, чем SG).

Уделяй внимание нуждам своего автомобиля - и он с удовольствием довезет тебя куда нужно.

Правило 27: "Избавляйся" от несоблюдающих дистанцию

Инструкторы по вождению учат держать дистанцию. Несоблюдение дистанции - причина порядка 40% аварий (в моем штате Аризона), и очень часто люди получают травмы и даже гибнут в подобных столкновениях. Передняя машина ограничивает обзор, так что время реакции на непредвиденную ситуацию может увеличиться. Что значит "несоблюдение дистанции"? Если ты не сможешь остановиться, не ударив что-либо - значит, ты слишком близко! Многие штаты используют подобную формулировку. Помни про правило "двух секунд с плюсом", чтобы оставаться на достаточно безопасной дистанции.

А что, если "прижимается" следующая за тобой машина? Это - тоже опасная ситуация. Нужно избавляться от таких "соседей". Постарайся запомнить следующее.

Во-первых, если кто-то прижимается сзади, удвой собственную безопасную дистанцию. Иными словами, если в обычной ситуации тебе хватит двух секунд до впереди идущей машины, то теперь это должно быть четыре секунды - как минимум! Так что, если придется тормозить, у тебя будет достаточно времени и пространства, чтобы "висящий на хвосте" не ударил твою машину сзади. Ты обязан добавить его время реакции к своему, потому что в подобной ситуации требуется больше пространства.

Во-вторых, самое лучшее - это позволить торопыге выполнить обгон. Просто езжай чуть медленнее остального потока. Это поможет ему спокойно объехать тебя. Вообрази, что сейчас на уме у водителя, следующего за тобой на опасной дистанции в течение нескольких последних минут. Вполне возможно, что он раздражен или даже зол на тебя, "черепаху". Оно тебе надо, такое соседство? Контролировать его действия невозможно. Часто, подобные "гонщики" плохо оценивают дорожную ситуацию и подвергают себя и других опасности, пытаясь совершить обгон, даже если обстановка на дороге делает этот обгон крайне опасным маневром. Если ты сбросил скорость, а он все еще не может тебя обогнать - перестройся вправо или даже остановись на обочине - пусть едет. Пусть едет. Твоя жизнь дороже твоего самолюбия.

И, наконец, есть вещи, которые делать нельзя. Не бей по тормозам, и не трогай педаль тормоза, чтобы отпугнуть. Короткое, резкое торможение с целью избавиться от несоблюдающего дистанцию - противозаконно. История знает несколько примеров, когда людей за это пристреливали. Это лишь еще больше выведет из себя человека, который и без того уже зол. Зачем превращать чужие проблемы в твои личные? Легкое нажатие педали тормоза с целью "отпугнуть" имеет еще один побочный эффект. Хотя это и разрешено (здесь, кстати, могут быть исключения - проверь законы своего штата), если ты всего-лишь имитируешь торможение - другой водитель перестанет воспринимать твои стоп-сигналы всерьез. Допустим, тебе не удалось "стряхнуть его с хвоста", и через несколько кварталов возникла непредвиденная ситуация. Теперь, если ты затормозишь, его время реакции может увеличиться, поскольку он решит, будто ты снова его "отпугиваешь".