НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

что мешает танцору....или о конкуренции

 

Основанием для написания этого материала является дискуссия, набирающая обороты в рамках деятельности Некоммерческого партнерства содействия развития объединению «Московские областные автошколы» (НП «МОАШ»), в том числе на форуме сайта www.np-moash.ru.

Среди довольно резких высказываний на тему общего безобразия в сфере подготовки водителей, довольно часто присутствует любимая русская забава: порассуждать на тему «Кто виноват и что делать». При этом весьма популярным является мнение, что во всем виновато государство, жулики, в лице «самоподготовщиков» и «подвальных школ-однодневок». А делать с ними что-нибудь, конечно же, должно то же самое государство - ужесточить, запретить, пересажать. И тогда наступит нормальная жизнь.

Безусловно, доля правды в этом есть. И нормативная база безобразна. И «самоподготовщики» имеют льготные, по сравнению с остальными, условия. И жуликов расплодилось изрядно. Вот только наступит ли автоматически нормальная жизнь, если все это ужесточить, запретить, пересажать? А может большая доля правды содержится в ответе на вопрос, вынесенный в заголовок? Что мешает танцору? Ответ общеизвестен: «плохому танцору …», ну и дальше по тексту. Плохому. А хорошему? Зрителю со стороны кажется, что хорошему танцору, вроде как ничего и не мешает. На самом деле, в равных условиях сказывается запас мастерства у одного и отсутствие оного у другого. Другими словами, кому все мешает, у того скорее всего, с мастерством не очень.

Фактически, сегодня мы продолжаем разговор, начатый в предыдущем выпуске нашего Вестника о зависимости работы автошколы от различных подходов к организации работы. Помнится, мы попытались взглянуть на автошколы, как глазами потребителей, так и с точки зрения руководителей. Сама по себе эта тема не была интересной еще пару лет назад, когда вал желающих получить водительские удостоверения был таков, что полностью накрывал собой все существующие учебные заведения, хоть как-то связанные с подготовкой водителей. Тогда, откликаясь на повышенный спрос, многие школы спешно расширялись, вкладывались в помещения, землю, оборудование. Как грибы росли новые автошколы, но тут подступил кризис. Спрос упал, и выяснилось, что учеников на всех не хватает. Собственно, даже если бы кризиса и не было бы, ситуация похожая на сегодняшнюю все равно наступила бы. Предложение всегда следует за спросом, и конечно, всегда несколько запаздывает, поэтому обязательно наступает момент, когда спрос достиг своего пика, а предложение еще продолжает разворачиваться. В результате, на какое-то время наступает равновесие, потом предложение начинает превышать спрос. А в условиях кризиса, когда спрос стремительно падает, у предложения наступают трагические дни внутривидовой борьбы за выживание. В этой борьбе побеждает тот, кто действует сознательно, не полагаясь на авось, не рассчитывая на внимание и тем более помощь со стороны государства, повышает и мобилизует свое мастерство в преодолении имеющихся препятствий. Естественно сначала эти препятствия нужно увидеть и оценить.

Вот и попробуем проанализировать, какие общие для всех препятствия действительно оказывают серьезное влияние на результативность работы автошколы, а какие являются в значительной степени надуманными. Исходим из того, что все автошколы изначально находятся в одинаковых условиях. Есть три параметра, характеризующих условия, в которых им приходится действовать.

Условия, определяемые государством. Это неизбежное столкновение с органами власти, надзора и контроля. В нашем случае это ГАИ, органы управления образованием, органы государственного надзора в сфере ведения бизнеса.

Условия, определяемые наличием внутренней конкуренции. Иногда честной, как в случае с самоподготовкой, а иногда и нечестной, как в случае с фирмами, называющими себя автошколами, а на деле даже не имеющими лицензий.

Условия, определяемые отношением конечного массового потребителя. К сожалению, налицо достаточно устойчивый в глазах населения невысокий авторитет автошкол, как заведений подчас не оправдывающих своего назначения и служащих всего лишь досадной, но неизбежной помехой на пути к получению заветных корочек.

«Взаимоотношения с органами власти, надзора и контроля». В первом блоке трудностей для ведения бизнеса автошколами, скорее по инерции, чем по приоритету, упомянуты отношения с ГАИ. Действительно, еще несколько лет назад автошколам приходилось занимать исключительно оборонительную позицию по отношению к действиям сотрудников экзаменационных подразделений, которые пытались «наводить порядок» в работе автошкол, используя для этого свои рычаги давления. Однако время идет, какой-никакой диалог между автошколами и руководящими органами ГИБДД иногда происходит. Памятны события 2009 года, когда целый ряд автошкол и некоторые их региональные объединения активно выступили против попыток навязать автошколам неоправданные изменения в программы обучения, методику приема экзаменов и сумели-таки, отстоять свою правоту. Сегодня ГАИ больше сосредоточилась на выполнении своих непосредственных функций – прием квалификационных экзаменов и существенно меньше интересуется собственно процессом обучения. Этому также способствовало выведение ГАИ из процедуры лицензирования учебных организаций. Такой подход, безусловно, положительно сказывается как на взаимоотношениях между участниками процесса подготовки водителей, так и на конечном результате – оценке уровня подготовленности кандидатов в водители. Направление взято абсолютно верное: исключение какой-либо зависимости друг от друга. Каждый занят своим делом. Одни учат, другие принимают результат обучения. Конечно, пока экзамен по практическому вождению будет принимать конкретный человек, субъективная составляющая оценки экзаменуемого неизбежна, но откровенная необъективность в условиях сегодняшней реальной гласности – довольно опасная штука и поэтому охотников пользоваться этим оружием в своих неблаговидных целях явно становится все меньше. Разумеется, от диктаторских замашек в одночасье избавиться трудно. По-прежнему, встречаются попытки осложнить жизнь отдельным автошколам путем отказа в регистрации групп, назначении экзаменов на неудобные даты, выдачей т.н. «предписаний», опубликованием якобы объективных, рейтингов. Самое, пожалуй, неприятное, это спущенный сверху «Процент сдавших с первого раза», под который ретивые исполнители стараются подогнать результаты экзаменов. Однако подобные, абсолютно незаконные действия, производят сильное впечатление только на неграмотных руководителей автошкол, которых отсутствие «особых» отношений со своим ГАИ, лишает основного конкурентного преимущества. Но это как раз к вопросу о том, какому танцору что мешает. Тех, кто хочет защищаться от излишнего административно-командного угара конкретных сотрудников конкретных экзаменационных подразделений, еще раз отсылаем к публикации под названием «Автошколы и ГИБДД», размещенной в № 1/2011 нашего Вестника. Положительные отзывы на эту публикацию свидетельствуют о ее практической применимости и полезности. Представляется, что очень показательным будет процесс внедрения нового «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений», который планируется ввести в действие весной следующего года. В нем более детально по сравнению с действующим Приказом №782 МВД РФ прописана процедура проведения экзамена в ГАИ. Принципиальным отличием нового регламента является то, то теперь он включает в себя «Методику приема квалификационных экзаменов» в двух вариантах: на автоматизированном и неавтоматизированном автодромах. Такой подход не вынуждает автошколы в обязательном порядке строить автоматизированные автодромы. Правда, решение о том, на каком именно автодроме будет приниматься экзамен, при наличии выбора из нескольких вариантов, остается за органами ГАИ. Очень хотелось бы обратить внимание читателя на этот, на первый взгляд незначительный факт. Не секрет, что вся история с внедрением автоматизированных автодромов была результатом настойчивого лоббизма со стороны отдельных коммерсантов, которые планировали посредством ГАИ сделать автоматизированный автодром единственным обязательным средством приема экзаменов, и в последствии, обладая монополией на владение таким автодромом, устанавливать плату за их использование, извлекая из этого немалую прибыль. (2 500 000 водительских удостоверений в год – рынок не маленький). Однако в 2009 году под давлением общественности ГАИ вынуждена была признать допустимость одновременного существования как автоматизированного, так и неавтоматизированного автодромов. Из этого вытекает, что если местное экзаменационное отделение ГАИ остановит свой выбор на автоматизированном автодроме, никакой дополнительной платы за его использование установлено быть не может, поскольку по закону, плата за выполнение государственной функции не взимается. Таким образом, исчезает коммерческий смысл строительства автоматизированных автодромов, по всей вероятности для их строительства придется привлекать средства бюджета, а это уже совсем другая история. Кроме того, одновременное использование автодромов обоих типов одним и тем же отделением ГАИ с очевидным успехом может быть оспорено в судебном порядке любым гражданином, т.к. это ставит кандидатов в водители в неравноправные условия и в условия правовой неопределенности.

Несмотря на все вышесказанное, общее впечатление от направления, в котором развиваются взаимоотношения между ГАИ и автошколами остается вполне позитивным. Чего нельзя сказать о взаимоотношениях между автошколами и органами управления образованием. К сожалению, о них вообще мало, что можно сказать. Все нынешние документы, по регулированию деятельности автошкол, вышедшие из-под пера Минобрнауки, отличаются очевидной непродуманностью и нецелесообразностью их выполнения в полном объеме. Это касается в первую очередь содержания Примерных программ и требований к материально-техническому оснащению автошкол. Однако документы действуют и дают право применять соответствующие санкции к их нарушителям. После внесения изменений в процедуру лицензирования, основной формой общения автошкол с органами управления образованием становятся проверки. Пока мы можем только предполагать, как именно они будут происходить, но ясно, что возможностей и опасностей для проявления волюнтаризма и коррупции будет более чем достаточно. Особенно опасными в этом плане могут стать так называемые экспертные комиссии. Имея послушную экспертную комиссию, ничего не стоит на законном основании бесконечно прессовать, а то и лишить лицензии любую автошколу. Поэтому первоочередной задачей всех автошкол страны является сегодня борьба за отказ от тупого соблюдения количества учебных часов и имитации железнодорожных переездов на автодромах. Нужен переход к нацеленности программ на достижение конечного результата – полноценной подготовке кандидата в водители.

Периодическим источником напряженности в работе автошкол являются проверки со стороны всевозможных контрольных органов, от налоговых и пенсионных, до инспекций по охране труда. Безусловно, такие проверки мешают нормальной, ровной работе, но, положа руку на сердце, давайте признаемся в том, что о возможных нарушениях действующих нормативных документов руководители автошкол вспоминают, только получив извещение о предстоящей проверке. Результат обычно один. Лихорадочные действия по созданию необходимых бумаг, как правило, задним числом. Полностью сделать бумаги все равно нереально, и дальше в ход идет умение «решать вопрос». Ну и какой-то штраф, конечно. Желающим ознакомиться с одним из возможных вариантов проверки со стороны трудовой инспекции, рекомендуем зайти на сайт Московского Областного Объединения автошкол (НП «МОАШ») - www.np-moash.ru - в раздел «Полезное». Там же размещен примерный, весьма объемный, перечень документов, которые автошкола должна использовать в повседневной деятельности. На самом деле, не так сложно директорам периодически уделять внимание самообразованию на тему ознакомления с существующими нормативными требованиями. В конце концов, это обязательная часть их работы. Таким образом, и эти трудности являются вполне преодолимыми.

Итак, подведем итог по первому блоку сложностей: «Взаимоотношения с органами власти». Ничего смертельного, осложнения в жизни автошколы, конечно, существуют, но они сильно преувеличены, а главное, опираются на элементарную неграмотность директоров, их привычку прогибаться под каждый чих начальства, благо у большинства возможность откупиться присутствует. Кто-то танцует «Танец с саблями», а кто-то с купюрами.

«Конкуренция». То, что конкуренция может быть честной, знают все. Те, кто так не думают, вряд ли сейчас читают эту статью.

Распространенным мнением является, что значительную часть потенциальных клиентов автошколы отвлекают на себя ненавистные многим «самоподготовщики» и «подвальные автошколы», которые как принято считать, занимаются только тем, что собирают деньги и покупают права. Многие из директоров видят в этих заведениях чуть ли не убийц сегодняшней системы подготовки. Предполагается, что если отменить самоподготовку и ликвидировать все нелегальные школы, для остальных наступит рай и благоденствие. Однако спокойные рассуждения приведут нас к выводу о том, что такая точка зрения страдает как минимум очень сильным преувеличением. В самом деле, по официальным данным за последние 7-10 лет, количество получающих водительские удостоверения после самостоятельной подготовки в среднем по стране еще ни разу не превысило 12% от общего числа кандидатов в водители. По регионам указанная величина колеблется от 7 до 15 %. Самое, пожалуй, интересное заключается в том, что процент этот уже многие годы сохраняется неизменным. Это означает, что в обществе всегда есть вполне определенная категория людей, сознательно выбирающая для себя именно такой способ получения водительских удостоверений. Их количество не зависит от изменения количества автошкол, содержания программ обучения, методики приема экзаменов и, что самое интересное, от колебания стоимости обучения. Т.е. налицо некий объективный спрос на такую услугу. А раз есть спрос, есть и предложение. Вопроса о качестве самостоятельной подготовки мы коснулись в статье, опубликованной в предыдущем номере Вестника, и там привели факты, свидетельствующие о том, что не все так очевидно, как представляется на первый взгляд. Сейчас речь не о качестве, а о реальной конкуренции со стороны «самоподготовщиков». Спрашивается, могут ли 10-12% кандидатов в водители, подготавливающиеся самостоятельно, своим индивидуализмом подорвать экономические основы существования большинства автошкол? Если честно, то вряд ли. Возвращаясь к основной нашей теме, мешает ли данное обстоятельство танцору? Хорошему нет, а плохому…

«Подвальные автошколы-однодневки». Начиная с этого года, могут возникать, получать лицензии и целый год действовать, не особо утруждаясь фактическими затратами. Существуют за счет того, что демпингуют на рынке, предлагая сокращенные часы обучения и прозрачно намекая на «особые» отношения с ГАИ. Эти, с позволения сказать, «автошколы» действительно оттягивают на себя значительную часть потенциальных учеников, играя, между прочим, исключительно на существующих недостатках в работе большинства реальных автошкол. Причем играют очень умело. К тому же некоторые из автошкол в условиях недобора еще и пользуются их услугами, проводя их т.н. «учеников» под своей крышей. Естественно не безвозмездно. Логика рассуждений, которую «подвальные автошколы-однодневки» предлагают народу проста и убедительна. «Мы обеспечиваем Вам тот же результат, но за меньшие затраты времени и денег». И ведь часто оказываются правы. Скажете: собирают деньги на взятки и покупку прав. Так ведь у народа есть устойчивое мнение, что и в любой другой школе без этого не обходится. Тогда зачем платить больше и учиться дольше? И это мнение накрывает собой все автошколы, в том числе и добросовестные. Мешает ли это? Безусловно. Причем всем. Что с этим делать? Бороться. Как? Лишать возможностей таким заведениям для откровенного обмана, как государства, так и потребителей. Сделать это можно только сообща, объединившись в конкретном регионе, поставив себе задачу очистить свои ряды от жуликов, повысить доверие к нормальным автошколам в целом, разъясняя населению выгодность хорошего обучения. При этом имеет право на существование и ценовая конкуренция между собой, но только не за счет жульничества в виде недоданных часов и замаскированных дополнительных оплат, а за счет более умелой организации обучения, творческого подхода к удовлетворению интересов этого самого населения. Повторим, это возможно только в рамках объединения автошкол. Нужная атмосфера создается только при общем согласии. Вспомним. В московском метро не ни одной таблички «Не курить» и «Не сорить» И ведь не курят и не сорят. Не принято!!! Негласные правила – великая сила. Можно, конечно, по нашей любимой привычке просить Президента или Премьера, чтобы они навели порядок, но …. сами то в это верим?

Вот мы и подошли к итогу по второму предполагаемому блоку трудностей – «Конкуренция». Вывод. В действительности, мешают автошколам только явные жулики. Они всегда были, есть и скорее всего, будут и дальше. При этом внимательный наблюдатель со стороны справедливо заметит, что автошколы скорее всего преувеличивают свои трудности от существования жуликов, иначе уже давно навели бы порядок. Все правовые основания для этого есть.

«Авторитет автошкол». Вернее, если называть вещи своими именами – отсутствие авторитета. Не секрет, что большинство потребителей идет в автошколу по принципу - главное получить права. Если при этом еще удастся и научиться ездить, будет совсем здорово. Но это уже как бы бонус за затраченное время. Мешает такое мнение? Конечно. Всем? Безусловно. Кто виноват в сложившемся устойчивом имидже автошкол как сборщиков денег? В первую очередь государство. Созданы условия, при которых качество работы автошколы не является обязательным условием ее существования, а зависит исключительно от морально-этических качеств владельцев и руководителей автошколы. Более того, не так давно вся мощь государственной машины по оболваниванию населения обрушилась на автошколы, как на основного виновника всех бед на дорогах. Конечно, это дает свои горькие плоды. Мешает? Конечно, в первую очередь тем, что те, кто действительно хочет научиться, проходят в основном мимо автошкол. Эти люди обращаются к инструкторам-индивидуалам, справедливо полагая, что заплатят только за необходимый им результат. А могли бы, твердо зная чего хотят, быть лучшими учениками автошколы, делать ей хорошую рекламу, привлекая своим результатам других и так по спирали. Не идут, потому что наслышаны о низкой квалификации инструкторов, дополнительных поборах, бессмысленной трате времени на занятиях по теории. Здесь у автошкол есть только один путь: уйти в отрыв по качеству подготовки учеников и иметь моральное право говорить, что ты лучше. Завоевать себе имя.

Небольшое отступление. Известно, что существуют разные автомобили: есть «Мерседес», есть «Тойота», есть «Киа» и есть «Лада-Калина». И на каждую марку свой спрос. Каждый выбирает себе по желанию и возможностям. Причем, обратим внимание - никто из перечисленных производителей не требует закрыть доступ на рынок остальным, как недостойным, а умело рекламирует свои достоинства, ищет свою целевую аудиторию. Спрашивается, почему это западный потребитель, безусловно умеющий считать деньги гораздо лучше нашего, не разметает как горячие пирожки дешевые российские автомобили? Разве его отговаривают от этого те же Мерседес, Тойота, Киа, наконец? Зачем переплачивают в разы? У него что, деньги лишние? Ответ настолько очевиден, что даже как-то неловко его озвучивать. Жить хотят! Проведем аналогию. Спрашивается, почему это наш отечественный потребитель стремиться всячески экономить на автошколе, выискивая как можно более дешевый вариант? Почему не выбирает себе «автошколу-Мерседес», «автошколу-Тойоту», «автошколу-Киа», наконец? Почему самым большим спросом пользуется «автошкола-ВАЗ 2104»? Ответ, к сожалению, тоже очевиден. Потому, что с точки зрения потребителя, наши автошколы, как бы они себя не называли, в большинстве своем друг от друга не слишком отличаются. Для него они все, включая и подвальные варианты, на одно лицо. А в этих условиях, зачем переплачивать.

Кто в этом виноват? В первую очередь сами автошколы. Наши автошколы с готовностью прогибаются перед чиновниками, да еще жалуются на это своим ученикам, покорно сносят незаслуженные упреки со стороны государства, безропотно проглатывают бессмысленные по своему содержанию программы и требования к организации процесса обучения, мирятся с необъективной, а подчас и предвзятой оценкой своих выпускников. Не желают очищать свои ряды от жуликов, а то и участвуют во взяточничестве. Наконец, не ставят перед собой иных целей, кроме как натаскать ученика на прием экзамена. На какую же востребованность, спрашивается, можно рассчитывать при таком подходе к собственному бизнесу? Вот и идет народ, кто в самоподготовку, кто в подвал, а кто сразу с деньгами в ГАИ.

Исправить сложившийся, не слишком привлекательный имидж можно только всем сообща. Необходимо, прежде всего, очистить свои ряды от компромата. Включая, между прочим, и всех блатных. Для этого не нужно ничего, кроме желания. Следует добиться действительно объективной оценки качества подготовки выпускников на экзамене в ГАИ. Нужны желание, настойчивость и, главное, единство. Необходимы совместные действия по пропаганде необходимости реального обучения в автошколе. Необходимо постоянно наращивать вес профессионального сообщества для того, чтобы иметь реальную возможность ставить и требовать решения общих для всех вопросов государственного масштаба. Все это, конечно, не решается в одночасье, но все-таки решается. Долго? Наверное. Трудно? Не без этого. Не получиться? Так ведь плохому танцору……