НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Материалы размещены для ознакомления.
по книге К. Фопеля
"Психологические принципы обучения взрослых"

Мозг — это комплексная адаптивная система.

 

Наверное, самая важная особенность нашего мозга — его способность одновременно работать на различных уровнях. Мысли, чувства, фантазии, установки и физиология оказывают друг на друга взаимное влияние. В то же время наша целостная телесно-психическая система взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней информацией.

 

Практические рекомендации . Учебные процессы должны быть структурированы таким образом, чтобы учитыва­лись разные аспекты психической деятельности. Не существует метода или техники обучения, которые целиком принимают во внимание все многообразие человеческого интеллекта. Тот, кто хочет правильно организовать учебный процесс, должен уметь делать выбор из обширного репертуара методов и техник в зави­симости от ситуации и особенностей группы.

 

Наша психика социальна по своей природе.

С самого рождения мы изучаем мир через отношения и взаимодействие с окружающей средой. Наши первые знания мы получаем, взаимодействуя с теми, кто о нас заботится. И в течение всей жизни наша психика изменяется под влиянием отношений с другими. Поэтому нельзя рассматривать каждого учащегося изолированно, мы все время должны видеть его как часть социальной системы внутри и за пределами учебной группы.

Практические рекомендации . В значительной сте­пени наша идентичность зависит от того, ощущаем ли мы свою принадлежность к другим людям и есть ли у нас возможность вступать с ними в контакт. Поэтому важно, чтобы в учебной группе поддерживался климат «принятия». Участники хотят об­щаться друг с другом и поддерживать хорошие отношения с учителем. Конечно, это не означает, что в эффективной группе не бывает конфликтов, но все же участники вправе ожидать, что они смогут найти решение. Для них важно научиться обращать­ся с конфликтами и иметь возможность внести свой собствен­ный вклад в разрешение трудностей, возникающих в групповом процессе.

Обучение зависит и от физиологии.

Мозг — телесный орган, работающий по законам физиологии. Обучение столь же естественно, как дыхание, но его можно ускорять или тормозить. Восприятие и интерпретация нашего опыта влияют на развитие мозга. Стресс и страх оказывают на мозг воздействие, отличное от воздействия чувства безопасности, азарта, скуки, счастья или удовлетворения.

Практические рекомендации . Все, что оказывает воздействие на наше тело, — например, стресс, расслабление, осо­бенности питания — в значительной степени влияет на процесс нашего обучения. Следует учитывать, что существует благопри­ятное и неблагоприятное для обучения время, оно определяется индивидуальными и естественными биологическими ритмами и циклами.

Обучение со смыслом.

Человеку свойственно во всем искать смысл. У каждого человека есть глубоко укорененная потребность интерпретировать и понимать свой опыт и переживания. Поиск смысла служит нашему выживанию и является основополагающим признаком человеческой психики. Наше понимание опыта меняется с течением времени, становится глубже и сложнее. Но центральная потребность не меняется. В поиске смысла речь идет также о целях и ценностях. Основные вопросы: «Кто я?», «Зачем я существую?»

По мнению Абрахама Маслоу, поиску смысла подчинены все уровни нашего бытия, наша потребность в физическом выживании, в безопасности, в развитии отношений, переживании нашей идентичности, развитии собственного потенциала.

Практические рекомендации . С одной стороны, в группе, где происходит обучение, должна быть гарантирована стабильность и возможность доверительных отношений. С дру­гой стороны, нужно заботиться об удовлетворении человеческо­го любопытства и желания контрастов. Учебный процесс должен содержать вызов и возможность открытий. Поэтому важно, что-бы каждый шаг обучения имел значение, был увлекательным и давал учащемуся различные возможности управлять собствен­ным учебным процессом.

Обучение на опыте участников.

Обучение включает в себя выделение знакомых, связанных с прошлым опытом, структур и создание новых творческих мо­делей. Наш мозг автоматически реагирует на то, что ему уже из­вестно, и одновременно ищет новую информацию. Можно сказать, что он в одно и то же время исследователь и художник. Он выделяет в окружающем уже знакомые ему структуры и од­новременно создает собственные творческие модели. Однако мозг инстинктивно защищается от всего, что кажется ему лишенным смысла. Информация, которую мы не можем связать с собствен­ным опытом, часто оказывается бессмысленной для нас.

Практические рекомендации . Участники любой группы постоянно выделяют в происходящем уже знакомые пат­терны, интерпретируют свой опыт, осмысливают его. Мы, учителя, не можем остановить этот процесс, но можем повлиять на него. Иногда мы заранее определяем, что будет изучаться, но луч­ше структурировать учебный процесс таким образом, чтобы каж­дый учащийся мог сделать собственные выводы. Для того чтобы наши усилия не пропали даром, мы должны все время спраши­вать себя: «Могут ли участники учебной группы продуктивно вос­принимать происходящее, удастся ли им достичь личностно значимого понимания?»

Обучение с опорой на чувства

Чувства играют важнейшую роль в обучении. На все, что мы учим, оказывают влияние наши чувства. Не менее важны наши установки, ожидания, личные пристрастия и антипатии, наше самоуважение и потребность в социальных связях. Эмоции и мысли взаимозависимы и неотделимы друг от друга. Наши чув­ства влияют на наше понимание и восприятие смысла. Эмоцио­нальное значение какой-либо учебной ситуации или жизненного опыта может сохраняться долгое время, даже если событие, став­шее причиной переживаний, произошло давно.

Практические рекомендации . Каждый учитель должен принимать во внимание, что чувства и установки учащих­ся играют в процессе обучения важную роль. Нужно постоянно тщательно следить за эмоциональным климатом в группе. Это оз­начает возможность открытой коммуникации, которая позволя­ет всем участникам говорить о том, что происходит с ними. Важно создать в группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания.

Части и целое.

Воспринимая информацию, мозг одновременно и дифферен­цирует, и обобщает ее. Традиционное понятие о функциональном различии левого и правого полушарий сегодня кажется слишком упрощенным. У здоровых людей оба полушария работают совме­стно в любом виде деятельности: рисовании и занятиях музыкой, работе на компьютере, осуществлении операций купли-продажи и т. д. Известно, что мозг разбивает информацию на части, но в то же время воспринимает ее в единстве.

Практические рекомендации . Обучение становит­ся чрезвычайно затруднительным, если либо части, либо целое недостаточно принимаются во внимание. Хороший учебный про­цесс организован таким образом, чтобы навыки формировались по частям и понимание достигалось постепенно, потому что обу­чение кумулятивно. С другой стороны, части и целое взаимоза­висимы, поэтому учащиеся должны иметь возможность видеть целостную картину того, что они изучают.

Пространство обучения.

Концентрируясь на чем-то, мы одновременно воспринимаем и то, что находится вне поля нашего внимания. Мозг одновре­менно воспринимает не только ту информацию, которая сразу до­ходит до сознания, но и ту, которую мы непосредственно не замечаем. Мозг реагирует на все смысловые стимулы, поступаю­щие из окружающей среды. Периферические сигналы чрезвычай­но действенны. Неосознаваемые сигналы, выражение нашей внутренней убежденности, а также наши чувства по отношению к учащимся оказывают влияние на участников группы.

Практические рекомендации . Каждый преподава­тель должен заботиться о создании содержательной и интересной окружающей среды. Мало просто контролировать уровень шума, освещенности и температуру в помещении, нужно сознательно использовать символы, оказывающие позитивное влияние на периферическое восприятие: плакаты, картины, скульптуры и т. п. Можно использовать музыку. И конечно, важно осознавать, что мы сами постоянно посылаем участникам различные сигналы. Наше внутреннее состояние, намерения, настроения проявляются в цвете лица, положении тела, мышечном напря­жении, дыхании, в жестах и движениях глаз. Мы должны понимать, что участники группы чутко воспринимают, конгруэнтны ли мы в качестве ведущих, соответствует ли то, что мы говорим, нашему внутреннему восприятию.

Оценка обучения.

Обучение происходит как на сознательном уровне, так и не­осознанно. Мы узнаем намного больше, чем нам кажется. Под поверхностью нашего сознания происходит множество неосозна­ваемых процессов, которые помогают нам придать значение на­шему опыту или вытеснить его, если он создает для нас слишком большую нагрузку. Множество информации, получаемой нами, достигает нашего сознания с определенным опозданием — на часы, недели или даже месяцы.

Практические рекомендации . Мы должны забо­титься о том, чтобы участники могли соразмерно оценивать свой опыт. Иногда такая оценка может происходить непосредственно после какого-то важного шага в обучении, иногда лучше, чтобы прошло какое-то время. В ходе активного оценивания учащиеся могут осмыслить опыт и понять, как и чему они научились. Та­кое активное оценивание одновременно дает возможность при­нять на себя ответственность за собственное обучение и развивать свои способности. Оно помогает учащимся увидеть то, что снача­ла было для них незаметным.

Запоминание материала.

У нас есть различные возможности запоминать информацию. Американские психологи Дж. О'Кифе и Л. Надель различают две функциональных системы памяти. Они выдвинули гипотезу о том, что у нас есть система, которая может хранить относительно разрозненную информацию. Эту систему мы используем, напри­мер, при запоминании телефонных номеров, слов или стихотво­рений. Наряду с ней у нас есть другая система, функционирующая «автобиографически», которая регистрирует наш опыт во вре­мени и пространстве. В этом случае нам ничего не нужно учить наизусть. Эта система позволяет нам без долгих раздумий пред­ставить себе наш опыт. Мы вспоминаем детали первого дня от­пуска или же тот ужасный момент, когда сломался жесткий диск нашего компьютера. Эта часть памяти всегда чем-то занята, она мотивируется новым опытом. Такая «объемная» система дает нам возможность вспоминать сложные переживания. Обе системы памяти служат подспорьем в динамическом обучении.

Практические рекомендации. Значимая и незначи­мая информация организуется и запоминается по-разному. Фак­ты и навыки, которые усваивались по отдельности, нужно чаще повторять и практиковать. Чем меньше информация и навыки связаны с актуальным опытом и уже имеющимся знанием, тем больших усилий требует их удержание в памяти. Информацию такого рода нам приходится учить наизусть и часто повторять. Долгое время заучивание наизусть считалось дорогой к прочно­му знанию. Сегодня мы смотрим на этот вопрос по-другому. За­учивание наизусть не дает гарантии того, что действительно происходит передача знаний, а во многих случаях оно мешает более глубокому пониманию. Как правило, процессы обучения более эффективны, если в них задействована «личностная» па­мять, то есть личный «мир» учащегося.

Обучение через действие.

Мы лучше запоминаем и понимаем информацию, когда у нас есть возможность «прожить», прочувствовать ее. Лучший при­мер — изучение родного языка. Благодаря постоянным и разно­образным отношениям ребенок усваивает грамматику, пополняет словарный запас, и при этом ему не нужно выучивать что-то наи­зусть. Способность к владению языком развивается в социальной ситуации. Это прекрасный пример того, насколько легко можно выучить множество деталей, если они укладываются в мир на­ших переживаний. Используя такой способ целостного и связан­ного с переживанием обучения, можно сделать любой учебный процесс более эффективным. Почти все современные теории обу­чения, учитывающего особенности работы мозга, едины в этом пункте.

Практические рекомендации . «Включить» обуче­ние в процессы переживания — это искусство, которое требует учета всех прочих упомянутых здесь принципов. Наша «про­странственная» память лучше всего «приводится в действие» по­средством акцентированного на переживании обучения. Если мы хотим структурировать учебные ситуации таким образом, то мы должны использовать как можно больше видов действий, которые имеют место в повседневной жизни: демонстрации, проекты, полевые исследования, визуальное воображение, истории, метафоры, драму, ролевые игры, диалог, ведение дневников и на­писание писем, танцы, пантомиму и т. п. Чем больше чувств привносится в процесс обучения, чем богаче и сложнее опыт учащегося, тем успешнее будет учебный процесс. Конечно, мы не станем полностью отказываться от дидактических выводов и анализа, но они будут более эффективны, если станут составной час­тью нашего жизненного опыта.

Обучение длинною в жизнь.

Обучение продолжается в течение всей жизни. Развитие моз­га происходит на различных уровнях. С одной стороны, каждый ребенок проходит четко установленные периоды развития (так называемые сензитивные периоды), например, в том, что касает­ся формирования моторных навыков, вербальных способностей, психосексуального развития; в эти периоды он особо восприим­чив к той или иной информации и соответственно легко обучаем именно в этой области. С другой стороны, на наш мозг воздей­ствует опыт, который мы получаем в течение жизни. И самое важ­ное — особенно для взрослых: развитие нашего мозга не имеет границ! Мы способны обучаться и понимать новое все время. Мозг в любом возрасте может устанавливать новые связи.

Практические рекомендации . В то время как детей и подростков в процессе обучения поддерживает желание стать взрослыми и независимыми, для взрослых людей нужны иные сти­мулы. Для них решающее значение имеет возможность получать от обучения удовольствие и чувствовать себя продуктивными чле­нами группы или организации. Поэтому взрослым важно, чтобы принимались во внимание также и их духовные потребности.

Атмосфера обучения.

Обучению способствуют заинтересованность и азарт, а меша­ет угроза. Мы эффективно обучаемся тогда, когда получаем вы­зов от окружающей среды, позволяющей идти на риск. Если же мы чувствуем некую угрозу, наш мозг «выключается», становит­ся менее гибким и ищет «убежища» в сравнительно примитив­ных установках и способах защиты. Особенно критично в этом смысле ощущение беспомощности: оно приводит к сужению поля нашего восприятия.

Практические рекомендации . Нужно создавать в учебных группах атмосферу, которая способствует «расслаблен­ному вниманию», в которой мало страха и много стимулов. Ситуа­тивный стресс и даже страх неизбежны: любое обучение ведет к личностному изменению, которое связано с неопределенностью. Но взрослые люди могут научиться выдерживать такую не­определенность и воспринимать ее как составляющую эффектив­ного учебного процесса. Страх становится непродуктивным тогда, когда он выражается в ощущениях беспомощности или крайнего утомления. Важно структурировать учебные процессы таким об­разом, чтобы всегда было возможно «расслабленное внимание».

Уникальность и разнобразие.

Мозг каждого человека уникален. У всех нас мозг устроен оди­наково, но все мы различаемся. Наша непохожесть друг на дру­га — следствие специфического генетического «багажа» и различий в условиях жизни и опыте. Эти различия выражаются в разных стилях обучения, разных талантах, разном интеллекте и т. п. Так как обучение изменяет мозг, мы можем сказать: «Чем больше мы учимся, тем более неповторимыми становимся».

Практические рекомендации . Учебные процессы должны быть разнообразными, чтобы все участники группы мог­ли задействовать свои визуальные, тактильные, эмоциональные и вербальные способности. Поэтому нам следует постоянно давать участникам возможность выбора, чтобы пробудить индивидуаль­ный интерес.

Одним словом, нужно так подбирать обучающие стратегии и приемы, чтобы они помогали каждому учащемуся оптималь­ным образом задействовать свой мозг. Не надо рассчитывать, что учащиеся смогут сделать это самостоятельно.