НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

как выжить в кризис

 

 

 

 

КАК ВЫЖИТЬ В КРИЗИС

Решил бедняк обратиться к богу,

чтобы тот помог ему выиграть в лотерею.

Неделю усердно молился.

Наконец, на седьмой день раздался сверху голос:

«Слышь, мужик, ты хоть билет-то купи...»

ВЛАДИМИР ВИНОГРАДОВ Член Совета НП "Московские областные автошколы"

ПРОБЛЕМА? …. ПРОБЛЕМА.....

Июль 2011 года. Жара. Кризис все никак не закончится. Автошколы сидят без работы, радуясь каждому заглянувшему, директора головы сломали, придумывая чем завлечь клиента. Да только - что здесь придумаешь. Программу не изменишь, экзамен в ГАИ тоже, затраты - ниже уже некуда.

Богу что ли помолиться?..... А может попробовать лотерейный билет купить?...

Прикинем. По данным ГИБДД в 2008 г. было выдано 2,8 млн. водительских удостоверений, из них 7% гражданам, подготовившимся самостоятельно, без окончания автошколы. В 2009 году было выдано 2,57 млн. водительских удостоверений, из них 6,8% самостоятельно подготовившимся. То есть, налицо уменьшение примерно на 8%. Вроде бы не так уж и много. Но одновременно увеличилось количество всевозможных автошкол с 8181 единиц в 2008 г. до 8408 в 2009 г. В 2010 и 2011 годах эта тенденция как минимум, сохранилась, остро встал вопрос заполняемости автошкол.

Посмотрим на проблему внимательнее. Для начального анализа каждый может воспользоваться официальными данными ГИБДД своего региона, размещенными на соответствующих сайтах, проанализировать интенсивность работы конкретных автошкол, количество их учеников, долю сдающих экзамены самостоятельно, без обучения в автошколе. Где больше, где меньше, но везде обнаруживается перераспределение граждан в пользу конкретных автошкол региона и еще больше в пользу самостоятельной подготовки. По данным ГИБДД России в 2008 г. количество граждан, получивших водительские удостоверения после самостоятельной подготовки было 197,0 тыс. (7% от общего числа), в 2009 г. - 175,2 тыс. (6,8% от общего числа). Причем удивляет разительное отличие регионов между собой в количестве сдающих самостоятельно. Похоже, к сожалению, что в этом вопросе все зависит от персонального мнения руководителя ГИБДД региона. Однако, жизнь берет свое, и как всегда, современные тенденции наиболее выпукло проявляются в первую очередь в Москве. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. в столице зафиксировано сокращение на 24,5% общего количества выданных водительских удостоверений, одновременно с ростом на 10% получивших водительские удостоверения без обучения в автошколе, при росте числа автошкол примерно на 20%. Тенденции налицо.

Казалось бы подтверждается популярное мнение о полном отсутствии набора в автошколы. Но, как всегда, слухи преувеличены. Сокращение количества учеников, приходящих в автошколу даже на 30%, еще не означает полного отсутствия набора, а означает нарушение равновесия между спросом и предложением. На пике спроса работы хватало всем, в условиях спроса ограниченного, приходится довольствоваться тем, что есть.

Можно ли утверждать, что в стране переизбыток автошкол? Не факт. Это вопрос приемлемого для владельцев автошкол уровня рентабельности. Сегодня каждой автошколе приходится решать для себя задачу какова степень заполняемости учебных групп, при которой существование автошколы еще имеет коммерческий смысл. Одновременно острее встает вопрос об оптимизации затрат на функционирование. Казалось бы, с этой точки зрения в более выигрышном положении находятся так называемые «подвальные автошколы», те которые не тратятся на оснащение, организацию учебного процесса, а то и на лицензию. Однако, представляется, что не следует спешить с выводами.

Несмотря на серьезные проблемы, в условиях когда желающих получить права стало действительно заметно меньше, продолжают работать и достаточно уверенно себя чувствуют автошколы, имеющие свой собственный имидж, заслуженный авторитет. Роль рекламы для них успешно выполняет «сарафанное радио», передавая из уст в уста добрые отзывы и рекомендации. Естественно, руководители таких автошкол не слишком жалуются на отсутствие набора. Но таких меньше, гораздо больше тех, кто реально ощущает отток учеников и не понимает, что этому можно противопоставить. Первое, что приходит в голову – запретить самоподготовку (тем самым увеличив набор) и ограничить допуск на рынок для мелких автошкол (мол, и так их переизбыток). Поможет ли?

О самоподготовке. В регионах, не оказывающих активного противодействия самоподготовке, популярность такого способа получения водительских прав неизбежно растет. Кстати, термин "самоподготовка" абсолютно неточный, ибо в действительности, ни о какой самоподготовке речь не идет. ПДД и требуемый объем теоретических знаний по устройству автомобиля, основам безопасности и медицине граждане изучают действительно самостоятельно, что как показывает практика, вполне доступно по учебникам или посредством интернета. А вождению учатся у тех же самых инструкторов, у которых учились бы в автошколе или у других, но тоже имеющих на руках официальное свидетельство инструктора.

Считается, что мотивы, по которым граждане выбирают способ обучения очевидны. По мнению наиболее громкой части директоров автошкол, а с их подачи и руководящих чиновников, гражданин поступающий в автошколу, готов усердно трудиться чтобы получить твердые знания и навыки, согласен тратить усилия, время и деньги, чтобы выйти из стен автошколы готовым к самостоятельной жизни на дороге. Готовящийся же самостоятельно, первейшей своей задачей считает быстрое и безболезненное получение заветных корочек, легкомысленно рассчитывая на то, что научится ездить потом, все как-нибудь образуется, не он первый - не он последний и т.д. И вообще, скорее всего… собирается права купить. На самом же деле, ничему хорошему вне стен автошколы научиться невозможно. Таков основной аргумент сторонников запрета самоподготовки.

Однако вот беспристрастная статистика, данные ГИБДД России. Год 2008-й. Процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза (показатель очень спорный, но за неимением лучшего, позволяющий хоть как-то сравнить подготовку различных категорий сдающих между собой) у автошкол в целом - 55,7% (с разбросом по различным категориям автошкол от 40 до 60%). У подготовившихся самостоятельно - 34,2%. Год 2009-й. Процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза у автошкол в целом - 52,8%., у подготовившихся самостоятельно - 28,6%.. С учетом того, что к «самоподготовщикам» у ГАИ заведомо более строгое отношение, а местами и просто установка на противодействие, разница как видим, отнюдь не вопиющая. Кроме того, всем известно, что со второго, третьего раза экзамен сдают практически все.

Теперь о том, чему «нельзя научиться при самостоятельной подготовке». Весьма любопытны данные УГИБДД Москвы по аварийности за 2010-й год. Из каждых 100 начинающих водителей, готовившихся самостоятельно, ДТП совершили 0,8%. Из каждых 100 начинающих водителей, готовившихся в автошколах Москвы ДТП совершили от 0,47 до 4,35% (в зависимости от конкретной автошколы). Выходит, показатель аварийности у подготовившихся самостоятельно существенно ниже чем у большинства окончивших автошколу. Так может быть неспроста популярность этого способа получения водительских прав растет?

Автор не сторонник самоподготовки в ее нынешнем виде, хотя и убежденный противник ее запрета, как и вообще запрета прав и свобод граждан. Наши общие проблемы с начинающими водителями не в способе их подготовки, а в уровне подготовки, которого они достигли перед выездом на дорогу и в умении (желании) этим уровнем пользоваться.

О переизбытке автошкол.

С целью понять, чего же хочет потребитель от автошколы, как он выбирает способ обучения, чем в результате доволен или недоволен, некоммерческое партнерство «Московские областные автошколы» целенаправленно ознакомилось со множеством форумов автошкол в Интернете, дискуссионными площадками различных региональных ассоциаций автошкол, провело опрос руководителей подмосковных автошкол в том числе и по рассматриваемой проблеме, что позволило сделать некоторые вполне определенные выводы. Несмотря на то, что проведенная работа не является строгим социологическим исследованием, обращает на себя внимание единодушие мнений граждан по проблемам подготовки в автошколах, что заставляет отнестись к ним внимательно.

Подтверждается вышесказанный тезис о том, что есть две категории потребителей. Одни имеют главной целью стать хорошим водителем, для вторых главное: получить права. Забота о вторых не является предметом деятельности автошколы. Нас интересуют первые - потенциальные клиенты автошколы. Правда, вопрос: какой автошколы? Дело в том, что в этой категории потребителей сегодня немало убежденных сторонников самоподготовки, при этом исходят они из весьма распространенного мнения, что в автошколе все равно ничему толком не учат.

Как известно, дыма без огня не бывает. На самом деле, эти люди отнюдь не являются принципиальными сторонниками исключительно самостоятельного обучения, ведь не заканчивают же они экстерном школы, техникумы, институты, курсы повышения квалификации. Просто они не видят смысла в нерациональных с их точки зрения затратах времени, денег на оплату ненужных знаний (устройство, медицина, значительная часть ПДД). Они не понимают зачем подстраиваться под жесткий режим работы автошколы, если можно нанять инструктора, который сам будет под них подстраиваться, поможет разобраться с ПДД и с устройством, не ограничится официальной программой обучения, наконец, будет заинтересован в конечном положительном результате. Другими словами, среди тех, кто выбирает самоподготовку, многие делают именно для того, чтобы стать хорошим водителем. Этот потребитель знает, за что готов платить, и считает, что в состоянии оценить предоставляемое ему качество услуг. Таких меньшинство. Потенциально они все тоже клиенты автошколы, только вот автошколам придется приложить усилия для того, чтобы доказать им свою нужность, убедить в своих преимуществах. В случае полного запрета на самоподготовку, это будет наиболее требовательная, конфликтная часть учеников.

Большинство же является сторонниками обучения в автошколе чаще по традиции, чем по убеждению. Автошколу выбирают по принципу поближе к дому или к работе. Однако, по мере того, как общение в интернете становится все интенсивнее (да и слухом земля полнится), крик души «выбирала ближе к дому, а зря!!» находит все большее понимание. Приходит осознание того, что выбирая способ обучения тому, что останется на всю жизнь, делать это на с разбором.. Печальный опыт соотечественников, далеких и близких, заставляет предъявлять определенные требования к выбираемой автошколе.

Чем же судя по отзывам, остается недовольно большинство потребителей услуг автошкол сегодня?

1. Редко недовольны преподаванием теории. Настолько редко, что сначала это даже вызывает удивление. Основной отзыв: преподают нормально. Потом становиться понятно. Чего там особенно преподавать. Темы скучные. К тому же часто ненужные. Ученики приходят на занятия после работы, уставшими. Мотивация единственная - выучить, чтобы ответить на экзамене в ГАИ. Потом можно благополучно забыть. И вот здесь у автошколы явно имеется резерв для увеличения собственной привлекательности.

2. Странно, но редко недовольны качеством обучения вождению. Претензий типа «Учили, учили, но так и не выучили» практически не встречается. Объясняется это, скорее всего внутренней установкой: экзамен в ГАИ сдал (сдала) - значит научили. Ну, а как мы с вами знаем, экзамен у нас в конце концов сдают практически все. Значит, в итоге особых претензий к автошколе нет. Кроме того, в процессе обучения ученик не в состоянии сам объективно оценить работу инструктора. Как он может понять, правильно ли, эффективно ли его учат или нет? Вот и приходится ему ориентироваться на внешние проявления действий своего учителя. И как показывает внимательное чтение отзывов, основной негатив ученик получает от общения именно с инструктором. «Орет, хамит, вытягивает деньги, запугивает, не обращает внимания, ворует учебное время» - вот примерный перечень претензий учеников. Недостающее добавьте сами, не ошибетесь. В результате, хороших инструкторов передают друг другу бережно, как эстафетную палочку. Вот и еще один резерв для увеличения привлекательности автошколы.

3. Часто крайне недовольны плохой организацией работы в автошколе. Причем речь идет о казалось бы элементарных вещах: не позвонили, чтобы сообщить о переносе занятий и затем даже не извинились, занятия начинаются с опозданием и (или) заканчиваются раньше положенного, отсутствуют какие-либо учебные материалы, до директора не достучишься, финансовые вопросы решаются только в одну сторону. Опять таки, недостающее добавьте сами, не ошибетесь. Печально, но нормальная четкая работа персонала автошколы в наших условиях всеобщего разгильдяйства и поголовного непрофессионализма, может превратиться в очевидное конкурентное преимущество.

4. Почти никогда не высказываются претензии по поводу технического оснащения автошколы, включая качество автодрома. Оно и понятно, чтобы оценивать надо сравнивать, а подавляющему большинству учеников сравнивать не с чем. Тем не менее, здесь также имеется немалый резерв для увеличения привлекательности автошколы.

Вывод. Поскольку клиент из этой категории потребителей не в состоянии объективно оценить КАЧЕСТВО в процессе обучения, он полагает (возможно и справедливо), что при соблюдении автошколой хорошего организационно-технического уровня обучения, минимально необходимое качество обучения также будет достигнуто. Таких клиентов большинство.

ИЩЕМ ВЫХОД....

Из вышеизложенного становится более или менее ясно, по каким причинам в условиях превышения предложения над спросом отдельные автошколы испытывают трудности с набором. Все естественно - клиент учится выбирать автошколу осознанно и голосует рублем. Открытием, пожалуй, является то, что большинство приходящих в автошколу, оценивает уровень ее работы опосредовано, через внешние проявления, а не по конечному результату работы. Таким образом, можно утверждать, что сегодня всякие рейтинги и проценты сдачи по значимости безусловно уступают сложившемуся в массах мнению об автошколе.

По мере того как определяются возможные резервы повышения привлекательности автошколы, вырисовываются и средства их реализации. Начнем с увеличения привлекательности автошколы для сторонников самоподготовки. Мы уже выяснили, что на самом деле, эта категория потребителей если и готова жертвовать своими деньгами и временем, то только ради КАЧЕСТВА оббучения. Значит, автошкола должна предложить им то, чего они не смогут получить, занимаясь самостоятельно и с частным инструктором. А это не так уж и мало. В теоретической части — знания в области применения действующего законодательства, представление о практической степени ответственности в реальных ситуациях, советы по выстраиванию отношений с сотрудниками ГАИ, по поведению в ДТП, разбор характерных страховых случаев и т.д. В части медицины - обучение действительно жизненно необходимым элементарным действиям по оказанию первой (не медицинской) помощи, причем не только в ДТП. В части практического обучения вождению - это возможности автодрома, технические средства обучения, страхование ответственности, определенный набор гарантий и т.д. Другими словами, автошкола должна предоставлять набор действительно полезных, практически необходимых знаний и навыков, подкрепленный преимуществами юридического лица, которые недоступны преподавателю-частнику. Другими словами, автошкола выигрывает тогда, когда, предоставляя набор услуг имеет в виду их практическую направленность.

Довольно странно всерьез обсуждать вопрос о том, является ли инструктор лицом автошколы. Вроде бы никто и не спорит. Однако, когда молодая девчонка, садясь в учебный автомобиль вынуждена пялиться на голые волосатые ноги своего «гуру» торчащие из несвежих шортов типа «трусы семейные» (жарко, ему видите ли!), дальнейшее сарафанное радио в ее исполнении вряд ли добавит конкурентоспособности такой автошколе. Директору решать, стоит ли доказывать инструктору, что орать на ученика это вовсе не педагогический прием, как тому кажется, а свидетельство скудости его, инструктора, педагогических талантов и ему стоило бы подумать о другой работе. Инструктор обязан знать как научить ученика выполнить то или иное задание, если оно у него никак не получается. С другой стороны, инструктору не мешало бы так же знать в чем состоит законная материальная, административная и уголовная ответственность ученика во время учебной езды. Вымогательство денег обсуждать не будем - это уголовное преступление. Как показывает практика, огромным плюсом для автошколы является единство методики преподавания среди всех инструкторов и преподавателей автошколы.

Вопрос организации работы персонала автошколы судя по отзывам, уверенно выходит на первый план. Не удивительно. В организации взаимодействия с клиентом как в зеркале с лупой отражается отношение автошколы к ученику, от заискивающе-подобострастного до хамски-пренебрежительного. И этого ничем не скроешь. На этот счет в отношении каждой автошколы сарафанное радио работает с неотвратимой силой. Что-что, а косточки перемыть мы все любим. Что делать? Относиться к ученику уважительно. Действовать в соответствии с простым, великим принципом, "поступай с людьми также, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

Техническое оснащение автошколы. Конечно, при подготовке водителя теоретически можно обойтись доской с мелом и учебным автомобилем. Но на дворе XXI век и, естественно, упакованная по последнему слову техники автошкола всегда будет смотреться привлекательнее конкурентов. При этом стоит задуматься о том, что именно производит на потенциальных клиентов положительное впечатление.. Понятно, что солидный красивый двигатель в разрезе, если и впечатлит кого, то только своей монументальной ненужностью, а вот наличие хорошего мультимедийного проектора с соответствующим набором видеороликов при умелом использовании может принести немалые дивиденды. То же относится и ко всем видам современного оборудования, от аппаратно-программного комплекса определения психофизиологических свойств личности, до интерактивной доски по изучению ПДД.

Итак, еще раз повторим основную мысль. Обучение взрослых людей имеет свою специфику. Основной мотивацией в процессе обучения взрослого человека является осознаваемая им необходимость приобретения конкретных, нужных именно ему знаний, умений и навыков. Эта мысль должна лежать в основе всех действий, предлагаемых автошколой своим ученикам.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Предмет "первая помощь". Можно сколько угодно не соглашаться с включением предмета "Первая помощь" в программу подготовки водителей, однако пока программа действует, выполнять ее надо. Можно преподавать этот раздел, как и многое другое в программе, исключительно для галочки, а можно превратить занятия по медицине в увлекательнейшие и полезнейшие. Для этого стоит вычленить из программы ту часть, которая имеет максимально практическое применение и сделать упор именно на нее. Как известно, никто из нас не гарантирован от травм и повреждений, перед лицом которых однако большинство просто столбенеет в растерянности. Обратите внимание на то, как резко выросла популярность телевизионных программ медицинской направленности, стоило им заняться вопросами практического поддержания здоровья. Уже имеющийся практический опыт некоторых автошкол свидетельствует о реальной заинтересованности учеников, понимающих, что садясь за руль автомобиля, они вступают в зону повышенного риска. Исключите из лексики общения с учениками слово "медицина", оставьте слова - "первая помощь с целью продержаться до прибытия профессиональных врачей" и все встанет на свои места, а ваши ученики будут вам благодарны и будут рассказывать всем о том, как им повезло с выбором автошколы.

Предмет "законодательство в области дорожного движения". И опять приходится напоминать, что в автошколу приходят взрослые люди, имеющие четкое представление о том, что они хотят получить за свои деньги. И если в отношении практического обучения вождения, большинство из них могут описать свои ожидания лишь самыми общими словами, типа "хочу научиться ездить грамотно и безопасно", то в отношении практически всех теоретических дисциплин, ожидания учеников базируются уже на реальном жизненном опыте и понимании того, какие именно знания могут пригодиться, а какие нет.

При грамотной расстановке акцентов в преподавании, заинтересованность учеников многократно возрастает. Методической рекомендацией для поиска таких акцентов может служить следующее. Психологически человек легче воспринимает информацию неожиданную и информацию о конфликтах, поскольку непроизвольно предполагает себя участником предлагаемых обстоятельств.

Исходя из этого, следует строить изучение ПДД и основ безопасного управления с акцентом на конфликтные ситуации (между участниками дорожного движения, между средствами регулирования дорожного движения, между правами водителей и правами остальных участников дорожного движения, между правами водителей и правами сотрудников ГАИ). Практика показывает, что живейший интерес у учеников вызывают рекомендации по поведению при оформлении и дальнейшем разборе ДТП. С благодарностью воспринимается беседа о правах участника и свидетеля ДТП, возможностях в отстаивании своей правоты. Немалую заинтересованность вызывает разбор ситуаций, связанных с отстранением от управления, задержанием водителя и (или) транспортного средства, осмотром, обыском, изъятием личных вещей и т.д. (ситуации опять-таки конфликтные по определению). Очень важно познакомить ученика с практическими уровнями риска, допускаемыми при управлении автомобилем, необходимыми условиями и действенными рекомендациями для обеспечения безопасного движения.

Программой предусмотрено знакомство будущих водителей с ОСАГО. И здесь хороший преподаватель найдет массу конфликтных ситуаций для того, чтобы на их примерах разобрать порядок действия, возможности каждой из сторон и, самое главное, дать полезные рекомендации ученикам.

Не меньше интересного можно найти и по остальным разделам теоретических дисциплин.

Практическое вождение. Как мы уже выяснили, у ученика практически до окончания обучения отсутствуют реальные возможности оценить профессионализм, эффективность и правильность работы инструктора и поэтому ему приходится ориентироваться на внешние проявления процесса обучения. Отсюда вывод. Внешняя атрибутика чрезвычайно важна, потому что создает основу для взаимоотношений между инструктором и его подопечным. Настоящий профессионал-инструктор это понимает и поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не допустит даже возможности возникновения у ученика мысли об отсутствии своей заинтересованности в успехах подопечного. Конечно, дело руководителя какие именно требования предъявлять к инструкторам в отношении внешнего вида, манеры общения с учениками и прочих аспектов работы, но есть несколько непреложных правил, несоблюдение которых резко снижает доверие (читай конкурентоспособность) к автошколе.

Инструктор обязан знать весь теоретический раздел программы и уж тем более ПДД не хуже преподавателя теории. Более того, никакие разночтения в трактовке ПДД между ним и преподавателем ПДД недопустимы. Недопустимы также разночтения в понимании основ безопасности и закономерностей поведения автомобиля на дороге.

· Инструктор не имеет права обсуждать с учеником профессионализм своих коллег.

· Инструктор не имеет права на малейшее несогласованное отклонение от графика занятий.

· Инструктор ни при каких обстоятельствах не имеет права на оскорбление ученика.

· Инструктор безусловно не имеет права на сознательное нарушение им или учеником ПДД.

К несомненным достоинствам инструктора относится умение доступно объяснять свои действия, советы и рекомендации, разнообразить приемы освоения элементов вождения автомобиля, идти навстречу пожеланиям ученика, не выбиваясь при этом из намеченного общего плана работы. Активную заинтересованность проявляют ученики к раскрытию содержания навыков, по выполнению которых можно судить о степени водительского мастерства.

Ряд автошкол при обучении практическому вождению использует автотренажеры, тренажеры руления, занятия на автоматизированных автодромах и т.д. Есть автошколы, где все инструкторы работают по одной методике, ведут подробное описание продвижения по программе и, таким образом, безболезненно передают учеников друг другу. Есть определенное количество авторских методик, наработок отдельных элементов обучения. Все это при умелой подаче может стать той изюминкой, которая отличает вашу автошколу от остальных и сделает вас более привлекательными.

Организация работы. Автошкола - организация, оказывающая образовательные услуги. Какое из этих двух слов "образовательные услуги" Вам представляется главным? Хочется сказать "образовательные", правда? Звучит хорошо, уважительно. Так вот стоит, пожалуй, с Вами не согласиться. Ключевое слово здесь - "услуги". Освоение премудростей вождения автомобиля есть образование необязательное, образование по желанию, к нему не принуждают, а его предлагают, причем так, чтобы на предложенное захотелось бы согласиться. Вспомним настоящий русский язык, вслушаемся в слово "услуги". Служить, услужить. Кому? Ученику, кому же еще! Служение - миссия почетная. Можно ли по настоящему услужить не уважая того, кому служишь? Исстари считалось, что нет. Вспомните: "Служить бы рад, прислуживаться тошно!" (А.С. Грибоедов. "Горе от ума").

Вот и выясняется, что непростое это дело - организация работы автошколы. Можно поставить себе целью достижение максимальной эффективности в работе руководства и персонала автошколы, минимизировав затраты труда и рабочего времени сотрудников. Придется тогда несколько ограничить степень свободы учеников, задавая им рамки возможного поведения, не нарушающие установленный порядок. А можно поставить целью максимальное удобство для учеников в процессе всего общения с автошколой, в любых ситуациях. Придется тогда несколько ограничить право персонала на "руководящие указания", заменив это право обязанностью максимально идти навстречу ученику, даже, иногда, в ущерб собственным интересам. Естественно, не потакая капризам ученика и не теряя собственного достоинства. В какую школу с большим удовольствием пойдут?

О каких удобствах ученика речь. Обо всех. Духота в классе? Заведем порядок - проветривать каждые полчаса, если нет другого выхода. Пришлось пропустить занятие? Не беда, все лекции записаны на вилео-, приходи, когда тебе удобно, смотри. Срочная командировка? Нагонишь пропущенный материал с другим инструктором, они все по одной методике работают. Командировка надолго? Запишем тебя в следующую группу, продолжишь с этого же места. Есть необходимость – приходи, позанимайся отдельно на рулевом тренажере. Не понял, как работает сцепление? Вот видеофильм – приходи, смотри. Хочешь потренироваться в решении билетов? Легко, в любое удобное время.

И, наконец, главное. Ученику важно постоянно ощущать, что процесс его обучения идет под неусыпным контролем. Вспомним, он понимает, что будет в состоянии оценить, как его учили только тогда, когда уже все закончится и будет поздно что-либо исправлять. Пока он один на один с преподавателями и инструктором, ему крайне необходим авторитет, который мог бы периодически подтверждать, что все идет нормально. Кто для него самый авторитетный человек в автошколе? Правильно, директор. Таким образом, периодический, демонстративный контроль со стороны руководителя вселяет в ученика уверенность в успехе, а это основа доверия к автошколе.

Автор отчетливо понимает, что не открыл в этой статье никакой сокровенной тайны, вряд ли сильно удивил читателя новизной суждений, да такой цели и не ставилось. Это была попытка систематизировать и показать принципы функционирования современной автошколы, которой не страшны колебания конъюнктуры рынка, поскольку спрос на ее услуги был, есть и будет. Как это удалось, судить читателю.