НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Арсенал инструктора

Это Крылов Валентин Яковлевич. 20 лет он обучал военных водителей в рядах Вооружённых сил и 20 лет проработал в Москве как с начинающими так и с опытными водителями. Последние 4 года также проводит теоретические и практические занятия с инструкторами автошкол, пишет книги и выступает на различных конференциях.

Мы знаем его уже несколько лет и смеем вас заверить, что на его занятиях равнодушных не бывает.

Читайте, критикуйте и оценивайте…

Полемика поощряется. Дискуссии приветствуются…

В самое ближайшее время на сайте в разделе видеоблог будут размещены примеры видео уроков В.Я. Крылова.

Для тех кто заинтересовался или просто проявил любопытство мы готовы организовать мастер-класс В.Я.Крылова.

 

 

Я начал обучать водителей в 1966 году и с тех пор навечно влип в эту тему, как мошка в янтарную смолу...

Немудрёное, казалось бы дело - научить другого человека тому, что уже умеешь сам, на поверку оказалось таким сложным, что я решаю эту задачу и по сию пору…

К сожалению, многие инструкторы уже через 5-6 лет работы с новичками полагают, что они уже законченные мастера. Ломом подпоясанные. Сами себе иконы. Сами себе доски почёта… А вот я так не считаю, хотя кое-чего достиг и кое-что умею делать значительно лучше, чем другие… Шибко высоко не летаю, но и мелко себя не рублю… Впрочем, обо всём по порядку… Я особенно учить вас не собираюсь, я ставлю перед собой задачу попроще - рассказать и показать совершенно нестандартную методику, которую отрабатывал многие годы. Цель у нас с вами одна, а вот путей дорожек к ней ведёт очень много. Эта статья будет короткая, видео тоже не большое, но основные свои взгляды я постараюсь осветить. Почему я стал вечным инструктором? Отвечаю и себе и вам. Потому что видел, и по сию пору вижу на дорогах море беды и крови… И в меру своих сил и способностей хочу чтобы этого стало поменьше…

А посему-поэтому вот вам моя первая личная заповедь: когда я учу новичка, я меньше всего думаю об экзамене в той организации, которая не сеет не пашет, а урожай приходит собирать… Я думаю о ежедневных экзаменах, которые придётся сдавать ученику в живых реальных условиях дорожно-смертельного движения. Поэтому решаю три основных задачи:

Задача №1. Механическая составляющая мастерства водителя. Это незнакомая доселе новичку работа руками, ногами, туловищем и шеей. Ещё не мозгами… Попроще - это руление, педалирование и всякие переключения. Это достаточно просто и достигается тоже относительно быстро. Инструктор сам владеет этим богатством уже в совершенстве и ума тут много не надо. В педагогике это называется «рассказ с показом» и далее упражнения до посинения. Результат не заставит себя ждать…

Задача №2. Психологическая составляющая. Здесь уже значительно сложнее. Мне нужно перековать пешие жизненные копыта ученика и поставить его мозги на автомобильные колёса. Водитель думает, что он за рулём - владыка мира, а это, мягко говоря, совсем в другую сторону. Дороге надо уметь повиноваться. И самое главное: самого себя за рулём надо и узнать по-новому и к самому себе любимому отнестись значительно критичнее. Выезд на дорогу -копейка, а вот возвращение домой порой и рубля мало… И тут личная психологическая подготовка, а вернее личный житейский опыт инструктора зачастую не пляшет. Не обижайтесь на меня, на старого, и у меня с этим были сложности. Но я это осознал, сам себя переборол и, согнув свою гордую спину, долго-долго нюхал портянки опытных профессиональных психологов.

Задача №3. Прогностическая составляющая. Я должен научить ученика прогнозировать дорожную ситуацию. Не выполню эту задачу - грош цена первым двум победам. И вот именно умение научить прогнозированию и есть высший пилотаж инструктора! Это как главную цыганку табора гаданию научить…

Поэтому моей второй личной заповедью стало следующее: хорошенько научиться своему инструкторскому ремеслу.

НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДЛЯ ЭТОГО НИ СИЛ, НИ ВРЕМЕНИ, НИ ДЕНЕГ

Приложитесь к первоисточникам. Учитесь у более опытных. Не бойтесь неудач. Боритесь, ищите, не находите….. и не сдавайтесь!

Пройдитесь босичком по камушкам педагогики, это не больно, но очень полезно. Потопчитесь на угольках психологии, это и больней, но и ещё полезней. У меня были великолепные учителя и они, бывало, мне говаривали: «Не бойся чудить, но всё, что напридумал, проверяй и перепроверяй. Пляшет приём в присядку - бери на вооружение и улучшай его. Не пляшет - наплюй и забудь. И от неудачи одна только польза.»

Учебный мой чемодан с различными приспособлениями весит около 40 килограммов. В нём более 150 предметов на все случаи обучения, как на площадке, так и в городе. Всех моих приёмов начального тестирования, обучения и конечного тестирования примерно 500. И они размножаются с каждым новым учеником, а значит с каждой новой учебной задачей.

Вот, например, одних только приёмов обучения троганию с места - 33. Различных видов преодоления легендарной «змейки» примерно 80.

Ученик не есть существо из воздуха. Если вы в нём не видите ничего кроме широкого ряда красивых зубов - ваша беда… Значит у вас в душе уже осень… Вы в кабине с учеником не попутчики. Вам в нём ещё и хорошенько разобраться надо. И лично у меня для этого придумано более 100 умных вопросов про его предыдущую жизнь.

Обещаю всё показать, всё рассказать, если только вы готовы смотреть и слушать…

У меня секретов никаких…

А какие мысли появятся ответные - буду только рад. Возражайте изо всех инструкторских сил. Не жалейте мозгов. Я люблю возражения как Пушкин осень… В возражениях человек себя оголяет как в бане, сам того не желая…

Скоро можно будет посмотреть кусочек реального занятия с инструкторами одной московской автошколы. Занятие 3-х часовое. Но оно и рассчитано именно на 3 часа, потому как обзорное и просто ознакомительное. После такого занятия инструкторских вопросов - немеряно.

Но я к ним готов.

Заодно и разберёмся, кто чего стоит…

С уважением, КРЫЛОВ ВАЛЕНТИН ЯКОВЛЕВИЧ.