НП "МОАШ"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Европейский опыт

 

В июне 2005 года компанией "Автополис-плюс", был проведен выезд за рубеж представителей Федерации ассоциаций автошкол России, РОСТО, ряда крупных автошкол и учебных центров, Департамента ОБДД МВД России с целью изучения опыта европейских государств в сфере приёма экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и организации подготовки водителей транспортных средств, а также взаимодействия государственных и негосударственных структур в данной области.

В ходе тура состоялись встречи, семинары и обмен опытом со специалистами Швеции, Норвегии, Германии.

Во всех вышеупомянутых странах в большой степени совпадает организация и регулирование систем подготовки водителей и приёма экзаменов. Эти функции везде фактически возложены на Министерство транспорта.

- Обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Минтрансом (в Германии эти программы были разработаны ассоциацией автошкол).

- Лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляет Минтранс.

- Преподавателем автошколы можно стать только после обязательного обучения, которое ведут ассоциации (или согласованные с ними профильные организации). Во всех странах предусмотрены также периодические курсы повышения квалификации преподавателей, которые также организуют и проводят ассоциации.

- Самостоятельная подготовка имеет крайне ограниченное применение (в Германии запрещена вообще, в Швеции и Норвегии - разрешена с многочисленными оговорками обязательного прохождения части теоретического и практического курса в автошколах).

- Порядок приёма экзаменов утверждает Минтранс.

- Деятельность экзаменационных организаций находится под контролем Минтранса.

- Разрешение на сдачу экзамена выдает региональное агентство, уполномоченное Минтрансом.

- Подавляющее большинство автошкол (от 80 до 90% по разным странам) объединены в ассоциации как на региональном, так и на национальном уровне.

- Подавляющее большинство автошкол (от 70 до 100% по разным странам) квалифицируются национальным законодательством как малые предприятия.

- Кандидаты в водители, как правило, выбирают автошколы, являющиеся членами какой-либо региональной или общенациональной ассоциации, что является определённой гарантией качества подготовки (показатели работы автошкол периодически открыто публикуются ассоциациями или размещаются на их сайтах).

Во всех странах деятельность автошкол регулируется специальным законом, а также рядом подзаконных нормативных правовых актов, утверждаемых Минтрансом. История нормативно-правовой базы в области подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами насчитывает многие годы. Так, в Германии основы законодательства в области безопасности дорожного движения были заложены ещё в 1904 году, современная правовая основа деятельности автошкол содержится в специальном "Законе об автошколах", принятом в 1979 году.

ОБЪЕДИНЕНИЯ АВТОШКОЛ

Ассоциации автошкол возникли по причине необходимости объединения усилий этого вида бизнеса для защиты и лоббирования профессиональных интересов автошкол в органах государственного регулирования, установления правил добросовестной конкуренции в этом секторе рынка и налаживания более простого и свободного обмена профессиональной информацией, передовым опытом и наработками. История национальных ассоциаций насчитывает: в Германии - 55 лет, в Норвегии - 52 года, в Швеции - 36 лет.

В Норвегии 500 (из имеющихся в стране около 600) автошкол входят в национальную Ассоциацию автошкол (ATL).
В состав Шведской ассоциация входят 630 из 850 имеющихся в стране автошкол.

Цели, задачи и функции ассоциаций автошкол практически идентичны независимо от страны происхождения. Что и не удивительно, так как любое объединение профессионалов (будь то ассоциация автошкол или международных автомобильных перевозчиков, или производителей пива и др.) ставит перед собой задачи лоббирования своих интересов и налаживания честного рынка, как уже упоминалось выше.

Перечень основных функций ассоциаций:
- обмен опытом в области подготовки водителей и приёма экзаменов;
- разработка методик преподавания и представление их в государственный компетентный орган;
- взаимодействие с экзаменационными органами и другими органами, связанными с профессиональной деятельностью автошкол;
- повышение уровня подготовки преподавателей автошкол;
- координация и методическое обеспечение деятельности в области подготовки водителей;
- сотрудничество с зарубежными ассоциациями автошкол, другими профессиональными ассоциациями, связанными с деятельностью автошкол.

Крайне важно отметить, что национальные ассоциации автошкол всех рассматриваемых стран привлекаются в качестве экспертов при разработке законодательства в области подготовки водителей, при обсуждении и принятии национальными Парламентами и Правительствами нормативных правовых актов, затрагивающих интересы автошкол.

АВТОШКОЛЫ

Типичная европейская автошкола - это частное, очень маленькое предприятие, в котором работают 1-3 преподавателя (одновременно ведущие уроки теории и являющиеся инструкторами по вождению), один из которых является владельцем автошколы.
Так, около 70% автошкол в Германии состоят всего из одного преподавателя - владельца, имеющего один учебный автомобиль. Самая большая немецкая автошкола, в которой работают около 100 преподавателей, находится в г. Мюнхене. В Швеции функционирует около 850 автошкол, большинство из которых частные. В основном в них работают не более 2-3 преподавателей, которые ведут как теоретические занятия, так и являются инструкторами по вождению. В Норвегии около 600 автошкол. Все автошколы частные и имеют в среднем от 1 до 4 преподавателей, которые преподают как теоретические дисциплины, так и обучают вождению.

Лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляют органы Минтранса. В Швеции Национальная дорожная администрация, являющаяся структурным подразделением Министерства промышленности, экологии и связи, осуществляет лицензирование автошкол, а также контроль за их деятельностью. Срок действия лицензии автошколы не ограничен, однако в случае выявления низкого качества подготовки водителей, которое оценивается по количеству лиц, успешно сдавших экзамены на получение права на управление транспортными средствами, лицензия может быть отозвана. В Норвегии лицензирование автошкол, а также контроль за их деятельностью осуществляют региональные отделения Администрации общественных дорог - структурного подразделения Министерства транспорта и связи. Лицензия автошколы бессрочна, но может быть отозвана при выявлении нарушений в деятельности.
В Германии лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляют органы исполнительной власти Федеральных земель. Для этого в них созданы специальные подразделения, в том числе из представителей Министерства транспорта и других органов, например, Министерства внутренних дел (в Баварии).

Как уже упоминалось выше, именно ассоциации выполняют функции повышения мастерства преподавателей автошкол. В Норвегии законодательством предусмотрено обязательное обучение преподавателей автошкол, которое уже около 40 лет осуществляет ATL. Продолжительность обучения - 2 года. В настоящее время в Норвежских автошколах работает около 1400 дипломированных преподавателей. В Германии обязательным условием для открытия автошколы является наличие разрешения на обучение у преподавателя. Этот документ выдают после прохождения 5-месячного курса подготовки и 4,5-месячной стажировки, а также сдачи экзаменов (теоретических, в том числе по педагогике, и практических). Предусмотрено регулярное повышение квалификации, которое преподаватель должен проходить один раз в четыре года.
Обучение осуществляется в одной из 60 профильных организаций. Кроме того, преподаватель должен быть не моложе 22 лет, иметь не менее чем двухгодичный стаж управления транспортным средством той категории, по которой он планирует обучать, а также иметь водительское удостоверение категорий "А", "ВЕ" и "СЕ" (или "DE" - для обучения вождению автобусов).

Самостоятельная подготовка имеет крайне ограниченное применение в европейских странах. Там, где она все же допускается, имеет место обязательная часть подготовки (как теоретической, так и практической) в автошколе. В Германии вообще не допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами. В Швеции самостоятельная подготовка допускается (по всем категориям транспортных средств). В Норвегии допускается самостоятельное обучение вождению под руководством водителя в возрасте не менее 25 лет, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории в течение, как минимум, 5 лет. В этом случае транспортное средство должно быть оборудовано дополнительным зеркалом заднего вида для обучающего и соответствующим опознавательным знаком.

В Германии не предусмотрены единые программы подготовки водителей, однако на протяжении длительного периода времени общепринятыми считаются программы, разработанные специальной рабочей группой, созданной на базе Германской федерации автошкол. Как правило, средняя продолжительность обучения вождению водителей категории "В" составляет в крупных городах 40-50 часов, в небольших поселках - 25-30 часов. Программы подготовки предусматривают, в частности, обучение вождению транспортного средства на автомагистрали (продолжительностью 3 часа), на загородных дорогах (5 часов), в темное время суток (3 часа). Кроме того, практикуется так называемое "целевое обучение" - вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия. Предусмотрена вторая фаза обучения, которая может быть реализована после получения водительского удостоверения. Однако этот этап обучения является добровольным, вследствие чего проходят его лишь незначительное число водителей. Вместе с тем, принимаются меры по популяризации этого этапа обучения, в ходе которого начинающим водителям предлагают более глубокое изучение различных аспектов водительской деятельности. В Швеции обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Национальной дорожной администрацией, являющейся структурным подразделением Министерства промышленности, экологии и связи Швеции (национального Минтранса). В Норвегии сформулированы цели, которые необходимо достичь в результате обучения, однако продолжительность подготовки, равно как и конкретные методы ее осуществления, автошкола вправе устанавливать самостоятельно в рамках оговоренных законом целей и задач. В среднем, подготовка водителя транспортного средства категории "В" длится 2-3 месяца.

ПРИЕМ ЭКЗАМЕНОВ

В большинстве европейских странах экзаменационные организации либо являются непосредственными структурными подразделениями Минтранса, либо подконтрольны ему. Например, в Баварии функционируют 340 экзаменационных центров. Существует законодательный акт, в соответствии с которым экзаменатор должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее техническое образование и не менее 1,5 лет стажа работы по основной профессии, пройти специальное обучение в течение 6 месяцев и сдать экзамены в Министерстве транспорта, а также иметь право на управление всеми категориями и подкатегориями транспортных средств (в Германии их 16).

В Норвегии прием экзаменов осуществляют 80 экзаменационных центров, входящих в структуру Администрации общественных дорог (подразделение Минтранса). В них работают около 300 экзаменаторов, прошедших 2-хлетний курс специальной подготовки на профильном отделении национального университета.

В Германии порядок приема экзаменов разрабатывает специально созданная под эгидой Министерства транспорта рабочая группа в составе 20-25 специалистов в данной области. Экзамены состоят из двух частей. Теоретический экзамен принимается по экзаменационным билетам методом письменного опроса. Кандидату в водители транспортного средства категории "В" предлагается ответить на 30 вопросов, категорий "С", "D" или "Е" - на 72 вопроса. Каждый вопрос может содержать несколько правильных ответов. Количество штрафных баллов, начисляемых экзаменуемому, зависит от полноты ответа на вопросы. Для получения положительной оценки за теоретический экзамен необходимо набрать не более 10 штрафных баллов в 30 вопросах. Билеты переведены на 10 языков, в том числе на русский. Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Экзамен принимается на транспортном средстве, предоставляемом автошколой. Для этого оно должно быть оборудовано дублирующими педалями управления подачей топлива, привода тормоза и сцепления, дополнительным зеркалом заднего вида, а также соответствующим опознавательным знаком. В процессе экзамена в транспортном средстве находятся экзаменуемый, инструктор по вождению (на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим педалям) и экзаменатор. В случае приема экзамена на транспортном средстве категории "А" экзаменатор следует за экзаменуемым на другом мотоцикле и подает команды с помощью радиосвязи. Ошибки, которые могут быть допущены кандидатом, делятся на 2 категории: грубые и негрубые. Если кандидатом допущена хотя бы одна грубая ошибка, экзамен прекращается и выставляется неудовлетворительная оценка. Продолжительность практического экзамена составляет на транспортном средстве категории "А" - 60 минут, категорий "В" и "ВЕ" - 45 минут, "С", "D", "СЕ" и "DЕ" - 75 минут.

В Швеции экзамен состоит из двух частей - теоретической, в ходе которой проверяется знание правил дорожного движения, и практической, на которой кандидат должен продемонстрировать умение безопасно управлять транспортным средством. Теоретический экзамен принимается по билетам с помощью автоматизированной компьютерной системы и состоит из 65 вопросов. Для получения положительной оценки в течение 50 минут необходимо ответить правильно не менее чем на 52 вопроса.
Количество попыток сдачи теоретического и практического экзаменов формально не ограничено, однако сумма, оплачиваемая кандидатом за проведение экзаменов, достаточно высока. В большинстве случаев это стимулирует кандидатов к тому, чтобы в экзаменационное подразделение они обращались только после достижения достаточного уровня знаний, умений и навыков. Транспортное средство, на котором принимается экзамен, представляется автошколой или арендуется в специализированной организации и должно быть оборудовано дублирующими педалями управления подачей топлива, привода тормоза и сцепления, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также соответствующим опознавательным знаком. Во время экзамена в транспортном средстве находятся только экзаменуемый и экзаменатор. Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения и длится 45 минут (на примере категории "В").

В Норвегии экзамен также состоит из теоретической и практической частей. Количество попыток сдачи экзаменов не ограничено, однако сбор, оплачиваемый кандидатом, достаточно высок. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение 3 лет. После успешной сдачи теоретического экзамена кандидат допускается к сдаче практического экзамена, однако с учётом имеющейся очереди разрыв между теоретической и практической частями может достигать трех месяцев. Теоретический экзамен проводится с помощью автоматизированных комплексов по билетам. Билет состоит из 45 вопросов, на которые необходимо дать не менее 85% правильных ответов. Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Транспортное средство, на котором сдается экзамен, предоставляется автошколой или экзаменационным центром и должно быть оборудовано дополнительными педалями привода тормоза и сцепления, а также зеркалами, одно из которых должно обеспечивать экзаменатору обзор сзади транспортного средства, а второе контролировать экзаменуемого. Экзаменатор должен находиться рядом с экзаменуемым.
В процессе экзамена в транспортном средстве может присутствовать инструктор по вождению. Маршрут движения доводится до кандидата непосредственно перед началом экзамена, а в процессе движения экзаменатор не вправе давать кандидату какие-либо указания. Поэтому на практическом экзамене, помимо навыков управления транспортным средством, проверяется умение кандидата ориентироваться в объектах дорожной инфраструктуры и следовать по заданному маршруту.

В Германии водительское удостоверение может быть выдано непосредственно после успешной сдачи экзамена. Однако для своевременного получения удостоверения не ранее чем за 6-8 недель до экзамена кандидат в водители должен заполнить соответствующее заявление и предоставить необходимые сведения. Водительское удостоверение, выдаваемое кандидату впервые, имеет ограниченный срок действия. Если в течение двух лет им не было совершено серьезных нарушений правил дорожного движения, временное удостоверение будет заменено на постоянное. Если такие нарушения были, снова выдается временное удостоверение на 2 года, в течение которых необходимо посетить специальный семинар, посвященный пропаганде безопасности дорожного движения. За нарушения правил дорожного движения взимаются не только штрафы (в основном в пределах от 40 до 1000 евро), но и начисляются штрафные баллы. При наборе водителем 18 штрафных баллов водительское удостоверение изымается. Через 2 года после допущенного нарушения начисленные за него баллы "списываются". В то же время у нарушителей имеется возможность досрочно сократить количество набранных баллов (не более чем на 4 балла). Для этого не чаще одного раза в 4 года можно посетить упомянутый выше семинар. Такая система не только позволяет выделить водителей, склонных к систематическому нарушению правил дорожного движения, но и обеспечить регулярное обновление знаний о законодательстве в области дорожного движения. Таким образом, подобные семинары можно рассматривать в качестве элемента дополнительной подготовки водителей транспортных средств.

В Швеции в случае успешной сдачи экзамена кандидату в водители выдается временное водительское удостоверение, срок действия которого составляет 2 года. В случае, если в течение этого времени начинающим водителем не было допущено грубых нарушений правил дорожного движения (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения), в том числе повлекших за собой возникновение дорожно-транспортного происшествия, водительское удостоверение будет заменено на постоянное. В противном случае водитель должен полностью пройти повторное обучение и еще раз сдать экзамены.

Водительское удостоверение, выдаваемое в Норвегии, не являющейся членом Евросоюза, тем не менее соответствует нормативным предписаниям ЕС в отношении образцов водительских удостоверений.

Материал предоставлен участниками поездки